Елена Ванина
Игра как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.
Публикация «Игра как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Таких детей, которые отстают по психофизическому развитию от своих сверстников, в настоящее время называют дети с особыми образовательными потребностями.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, психиатров, психоневрологов, логопедов, педагогов, а также и с участием родителей.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения и родителей на интегративной основе. Вокруг ребенка их совместными действиями создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
В связи с этим возникают проблемы руководства работой педагогов узкого профиля и организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования : обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создания для нее комфортных условий пребывания в детском саду.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты окружающего мира по ярким и существенным признакам и связям, формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи.
Для этого мы предлагаем использовать дидактическое пособие «Веселая грамматика», куда входит ряд игр – пособий. Их использование активизирует разнообразные умственные процессы, учит применять имеющиеся знания в новых условиях, обогащает словарь, способствует более успешному закреплению материала и практическому усвоению знаний о предлогах.
Новизна: данное дидактическое пособие может быть многофункциональным и вариативным. Игры – пособия наглядно моделируют ситуации. Также у детей развивается мелкая моторика и формируется самоконтроль.
Цель: совершенствовать лексико-грамматический строй речи
Задачи:
- формировать умения обобщать и классифицировать объекты окружающего мира по ярким и существенным признакам и связям;
- формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи;
- развивать психические процессы – восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику;
- формировать самоконтроль.
Возрастная категория : 5 – 7 лет
Дидактическая игра – пособие «Загадочный цветок»
Цель: уточнение и закрепление словаря по лексическим темам; формирование грамматического строя речи.
Задачи:
- закрепление представлений об окружающем мире по лексическим темам;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления;
- формирование самоконтроля.
Так же данное пособие можно использовать и на закрепление звуков.
Дидактическая игра – пособие «Живые» картинки»
Цель: обучить детей правильно употреблять предлоги в речи.
Задачи: обучать понимать значение предлогов, уточнить их значения, провести их дифференциацию, формировать умение правильно употреблять предложно-падёжные конструкции в речи.
Дидактическая игра – пособие «Помоги колобку»
Цель: развивать лексико – грамматический строй речи
Задачи:
- совершенствовать умение образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение образовывать относительные прилагательные; умение образовывать существительные множественного числа; умение согласовать существительное с прилагательным.