Марина Регутская
Игра как средство развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Отечественные мыслители и ученые А. А. Ухтомский, И. А. Ильин, М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея В. В. Зеньковского о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогическойкультуры.
Публикация «Игра как средство развития читательского интереса у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ведущие ученые (В. Г. Александрова, Б. С. Братусъ, Ф. Е. Василюк, Т. И. Петракова, В. В. Рубцов, В. И. Сластенин, В. И. Слободчиков) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представле-ния о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех воз-растных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника.
Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника.
Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колоколами, их назначением. Старшим дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.
Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. От занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.
Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.