Рождественская Вероника Александровна
Игра как средство адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным испытанием для детей раннего возраста. Поступление ребенка в дошкольное учреждение затрагивает все сферы жизни малыша. Ребёнок переживает сильный стресс, который необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Поэтому я стараюсь проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и нас сотрудников дошкольного учреждения. Для того чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было предельно безболезненным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий поиск эффективных средств адаптации детей раннего возраста.
Публикация «Игра как средство адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.
Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
В своей практике я использую игры из книги А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.
Игровое занятие в первой младшей группе «Путешествие на поезде»
Цель: Сплотить группу, обучить навыкам сотрудничества, развить, игровые навыки, закрепить знакомые пальчиковые игры, развивать мелкую моторику рук, доставить детям радость.
Задачи: Развивать речевые навыки, коммуникативные способности;
Работать над координацией движений, развивать крупную и мелкую моторику;
Учить ориентироваться в пространстве группы.
Материалы и оборудование: Плоскостной паровозик, куклы: зайчик, ёжик и кукла Таня, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Ребятки, а вы хотите на паровозике прокатиться?
Дети: Да
Воспитатель:
В паровозик все садитесь.
Крепко, крепко все держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Все заняли свои места? Поехали!
Исполняется песня: “Загудел паровоз”
(подъезжают к ёлочке)
Воспитатель: Чьи это ушки из-за ёлочки торчат? Ой, да это же зайка, не бойся нас трусишка. Мы тебя не обидим! (Достаёт зайчика)
Проводится игра «Зайка»
Прыг, скок, прыг, скок (дети выполняют прыжки вперёд, назад)
Прыгнул зайка на пенёк (присели на карточки)
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть (сидя на корточках, трут ладошками)
Лапки вверх (поднимают ручки вверх)
Лапки вниз (опускают ручки вниз)
На носочках подтянись (подтягиваются на носочках)
А потом в присядку
Чтоб не мёрзли лапки! (дети выполняют приседания)
Воспитатель: Зайка, понравилось тебе с детками играть? И нам понравилось. До свидания зайка! Беги в лес, а мы с ребятами поедим дальше.
Исполняется песня: “Загудел паровоз”
(подъезжают к домику)
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите какой домик. Кто же в этом домике живёт? Давайте посмотрим. (Воспитатель достаёт игрушку куколку). Ребятки, кто это?
Дети: Кукла
Воспитатель: Правильно, куклу зовут Таня. Похожа ли Таня на нас с вами?
(Ответы детей) Чем похожа? Какие у нее глазки, носик, покажите. А какие ручки! Маленькие как у вас. А где же ваши ручки?
Игра «Где же наши ручки?»
Воспитатель произносит:
Где же наши ручки,
Обе наши ручки?
(Дети прячут руки за спину.)
(Воспитатель с куклой ходит перед детьми и ищет ручки.
Вот, вот, вот они,
Ручки-шалунишки.
Пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.
(Дети поднимают руки вверх и показывают)
(Движение-вращение «фонарики».)
Где же наши ножки,
Где же обе ножки?
(Дети закрывают руками ножки.)
Воспитатель вместе с куклой ходит перед детьми, ищет ножки.
Вот, вот, вот они,
Ножки-шалунишки,
Пляшут, наши ножки,
Ножки- шалунишки.
Дети ритмично топают ногами.
(По желанию детей игру можно повторить).
Воспитатель: Кукла Таня, тебе понравилось, как ребята играли?
Кукла: Да. Очень понравилось.
Воспитатель: Нам тоже понравилось с тобой играть. Но мы проголодались. А давайте сварим кашу.
Динамическая пауза «Каша»
Вот из репки наша каша. (Ладони сложить лодочкой перед собой).
Пар над кашей поднялся. (Поднять руки вверх).
А где же каша? Пожать плечами.
Нету! Вся! (Отрицательно покачать головой и развести руки в стороны).
Воспитатель: Подкрепились, можно ехать дальше. До свидания кукла Таня!
Исполняется песня: “Загудел паровоз”
Воспитатель: Стоп, у нас остановка. Кто это? (Достаёт игрушку - ёжика и говорит).
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёжик).
Фонограмма дождя.
Воспитатель: Ой, какой дождик полил. Прячемся по вагончикам. До свидания ёжик.
Исполняется песня: “Загудел паровоз”
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Ребятки, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). Давай те вспомним, кого мы встретили с вами? (зайку, играли с ёжиком, побывали в гостях у куклы Тани). Замечательно провели время.