Марина Щуркова
Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
«Игра, как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
Выполнила:
Щуркова М. Н.
учитель – логопед
р. п. Бутурлино, 2018 г
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
Публикация «Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искорка, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги, логопеды, психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.
Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Количество детей с недоразвитием речи неуклонно увеличивается год от года. Среди многочисленных вариантов речевых дефектов немаловажное место занимают нарушения звукопроизношения, которые определяют качество звучащей речи, являются условием полноценного развития личности. В результате дефектного звукопроизношения у ребёнка появляется нарушение фонематического восприятия (приобретённая способность -умение определять первый и последний звук в слове, умение определять место звука в слове (начало, середина, конец, умение определять линейную последовательность звуков в слове, умение определять количество звуков в слове), словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки, недостаточно формируется грамматический строй речи (употребление имён сущ. во мн. ч. ; образование форм родит. падежа мн. ч. (Возле дома нет деревьев); согласование прил. с сущ. (в роде, числе) (Лента синяя, пальто синее); согласование числит. с сущ. ; употребление предлогов; употребление уменьшит. ласкательных суффиксов и т. д.)
Поэтому в процессе постановки и автоматизации поставленных звуков большое значение имеет использование пальчиковых и дидактических игр.
Для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, необходимо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти. Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
Игрушки – тантамарески – прекрасное пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение, фантазию малыша. Все пальчиковые игры помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Любая игра проходит весело, они представляют себя,например, в роли маленькой мышки или красивой бабочки.
Благодаря пальчиковым играм дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров.
Дидактические игры
Игра «Воздушное путешествие»
Цель: формирование навыка деления слов – названий картинок на слоги; закрепление произношения слов разного слогового состава; совершенствование навыка построения сложноподчинённых предложений; развитие слогового анализа, познавательных процессов, мелкой моторики.
Материал: плоскостное изображение самолёта, карточки – билеты с цифрами «1», «2», «3», обозначающие количество слогов в слове. В комплект входят набор предметных картинок, изображающих домашних животных, название которых состоит из разного количества слогов.
Содержание игры: логопед предлагают ребё нку совершить воздушное путешествие: «Для того, чтобы оказаться на самолёте, нужно купить билеты. Если в названии пассажира один слог, то кассир должен продать ему билет с цифрой «1», если 2 слога - билет с цифрой «2», если три слога – билет с цифрой «3». Важно, чтобы ребё нок отвечал полным предложением: «В слове «коза» два слога, поэтому кладу на картинку билет с цифрой «2»
Игра «Собери ромашку»
Цель: закрепление умения определять место звука [ш] в словах-картинках; совершенствование умение подбирать слова с изучаемым звуком в определённой позиции; формирование сложного фонематического анализа; развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Содержание игры: Логопед раскладывает на столе лепестки ромашки с изображением.
Первый вариант: ребёнок берёт один лепесток и называет картинку, изображённую на нём, определяет место звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Далее играющий отбирает лепестки с изображением предметов, в которых местонахождение звука аналогично первому слову, и самостоятельно собирает ромашку, вставляя семь лепестков в сердцевину. После того, как ромашка будет собрана, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на лепестках.
Второй вариант: выполняя инструкции логопеда, ребёнок подбирает лепестки с предметами, названия которых начинается со звука [ш], потом заканчивается звуком [ш], в названиях которых звук [ш] слышится в середине слова.
Игры для развития воздушной струи.
Цель: развитие воздушной струи.
Развитие воздушной струи - направленной и сильной, очень важная часть логопедической работы. Если речевой выдох не правильный - все звуки будут звучать смазанно и нечетко. И наоборот, освоение правильного выдоха - по середине языка «в канавку» способно по умолчанию улучшить качество всех звуков детской речи.
Развивать речевой выдох можно самыми разнообразными способами : дуть в свисток, дудки, губные гармошки, на воздушные шарики, на кораблики, скользящие по воде в ванной комнате, задувать свечки или спички, выдувать мыльные пузыри.
Но эти способы развивают в первую очередь силу и длительность выдоха. Направление выдоха трудно скорректировать, для этого надо дуть на высунутый язычок, следя, чтобы воздушная струя шла прямо по центру.
Самое эффективное упражнение выглядит примерно так: высовываем язычок, делаем его широким и мягким и дуем на ватку или маленькую картинку.