МААМ-картинки

Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО (6 фото)

Марина Щуркова
Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»

«Игра, как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Выполнила:

Щуркова М. Н.

учитель – логопед

р. п. Бутурлино, 2018 г

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

Публикация «Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО» размещена в разделах

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искорка, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому педагоги, логопеды, психологи строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Количество детей с недоразвитием речи неуклонно увеличивается год от года. Среди многочисленных вариантов речевых дефектов немаловажное место занимают нарушения звукопроизношения, которые определяют качество звучащей речи, являются условием полноценного развития личности. В результате дефектного звукопроизношения у ребёнка появляется нарушение фонематического восприятия (приобретённая способность -умение определять первый и последний звук в слове, умение определять место звука в слове (начало, середина, конец, умение определять линейную последовательность звуков в слове, умение определять количество звуков в слове), словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки, недостаточно формируется грамматический строй речи (употребление имён сущ. во мн. ч. ; образование форм родит. падежа мн. ч. (Возле дома нет деревьев); согласование прил. с сущ. (в роде, числе) (Лента синяя, пальто синее); согласование числит. с сущ. ; употребление предлогов; употребление уменьшит. ласкательных суффиксов и т. д.)

Поэтому в процессе постановки и автоматизации поставленных звуков большое значение имеет использование пальчиковых и дидактических игр.

Для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, необходимо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти. Простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Игрушки – тантамарески – прекрасное пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение, фантазию малыша. Все пальчиковые игры помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Любая игра проходит весело, они представляют себя,например, в роли маленькой мышки или красивой бабочки.

Благодаря пальчиковым играм дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров.

Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО
Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Берёзка Игра как одна из форм

Дидактические игры

Игра «Воздушное путешествие»

Цель: формирование навыка деления слов – названий картинок на слоги; закрепление произношения слов разного слогового состава; совершенствование навыка построения сложноподчинённых предложений; развитие слогового анализа, познавательных процессов, мелкой моторики.

Материал: плоскостное изображение самолёта, карточки – билеты с цифрами «1», «2», «3», обозначающие количество слогов в слове. В комплект входят набор предметных картинок, изображающих домашних животных, название которых состоит из разного количества слогов.

Содержание игры: логопед предлагают ребё нку совершить воздушное путешествие: «Для того, чтобы оказаться на самолёте, нужно купить билеты. Если в названии пассажира один слог, то кассир должен продать ему билет с цифрой «1», если 2 слога - билет с цифрой «2», если три слога – билет с цифрой «3». Важно, чтобы ребё нок отвечал полным предложением: «В слове «коза» два слога, поэтому кладу на картинку билет с цифрой «2»

Фото №2 Логопедические игры логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО в условиях реализации ФГОС ДО Выполнила Щуркова М

Игра «Собери ромашку»

Цель: закрепление умения определять место звука [ш] в словах-картинках; совершенствование умение подбирать слова с изучаемым звуком в определённой позиции; формирование сложного фонематического анализа; развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Содержание игры: Логопед раскладывает на столе лепестки ромашки с изображением.

Первый вариант: ребёнок берёт один лепесток и называет картинку, изображённую на нём, определяет место звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Далее играющий отбирает лепестки с изображением предметов, в которых местонахождение звука аналогично первому слову, и самостоятельно собирает ромашку, вставляя семь лепестков в сердцевину. После того, как ромашка будет собрана, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на лепестках.

Второй вариант: выполняя инструкции логопеда, ребёнок подбирает лепестки с предметами, названия которых начинается со звука [ш], потом заканчивается звуком [ш], в названиях которых звук [ш] слышится в середине слова.

Фото №3 учитель логопед р

Игры для развития воздушной струи.

Цель: развитие воздушной струи.

Развитие воздушной струи - направленной и сильной, очень важная часть логопедической работы. Если речевой выдох не правильный - все звуки будут звучать смазанно и нечетко. И наоборот, освоение правильного выдоха - по середине языка «в канавку» способно по умолчанию улучшить качество всех звуков детской речи.

Развивать речевой выдох можно самыми разнообразными способами : дуть в свисток, дудки, губные гармошки, на воздушные шарики, на кораблики, скользящие по воде в ванной комнате, задувать свечки или спички, выдувать мыльные пузыри.

Но эти способы развивают в первую очередь силу и длительность выдоха. Направление выдоха трудно скорректировать, для этого надо дуть на высунутый язычок, следя, чтобы воздушная струя шла прямо по центру.

Самое эффективное упражнение выглядит примерно так: высовываем язычок, делаем его широким и мягким и дуем на ватку или маленькую картинку.

Фото №4 Бутурлино г Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития Фото №5 Логопедия Развивающая предметно пространственная среда
Публикации по теме:

Фотоотчет о Дне космонавтики «Выставка как одна из форм работы по взаимодействию с семьей»Фотоотчет о Дне космонавтики «Выставка как одна из форм работы по взаимодействию с семьей» Одной из активных форм работы по взаимодействию с семьей являются выставки творческих работ. Совместная деятельность по подготовке и участию.

Алгоритм обследования фонематических процессов АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Обследование фонематического восприятия Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного.

Буклеты — одна из современных форм работы с родителямиБуклеты — одна из современных форм работы с родителями Одним из компонентов развивающей среды в детском саду является работа с родителями. Так как они являются главными воспитателями своих детей.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Дидактические игры по развитию и формированию фонематических процессов В данной статье рассматривается использование игр в некоторых этапах по формированию фонематического слуха. Определение наличия звука в.

Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ (статья из опыта работы) Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Опыт работы «Организация добрых дел как одна из форм взаимодействия с родителями» Одной из самых важных проблем, с которыми сталкивается современный воспитатель, и я в том числе, является проблема взаимоотношения сотрудников.

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития Дудина Т. Д. Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга Особенности нарушения речи у.

Консультация «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ» Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ. 1 слайд Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы представить вам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО
Опубликовано: 11 ноября 2019 в 13:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как одна из форм логопедической работы по формированию фонематических процессов в образовательной среде ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Марина Щуркова (УИ 2084752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД