Наталья Климова
Консультация «Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ»
Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ.
1 слайд
Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы представить вам одну из современных форм совместной деятельности педагога с детьми - творческая мастерская.
2слайд
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого
Публикация «Консультация „Творческая мастерская — одна из современных форм работы с детьми в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Творческая мастерская – одна из форм образовательной деятельности, позволяющая детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.
3слайд
Само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существующего.
Мастерская – условно обозначенное пространство группы со столами, составленными в один общий стол так, чтобы дети и воспитатель могли сидеть вместе.
Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются красивые интересные и нужные для детской жизни вещи.
В детском саду выделяют несколько типов мастерских в зависимости от состава участников, целей и способов деятельности, временной продолжительности процесса.
4слайд
По составу участников мастерские подразделяются :
- на занятия только для детей;
- только для педагогов
- только для родителей (законных представителей)
- которые могут быть проведены и с взрослыми, и с детьми.
5слайд
По целям и видам деятельности выделяются:
- художественная мастерская (включает в себя аппликацию, рисование, лепку);
- театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов, афиш, декораций);
- мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек);
- сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков для сотрудников детского сада, гостей);
- архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).
6слайд
По временной продолжительности мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2-3 занятия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод погружения) или даже в течение нескольких недель.
Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от непрерывной образовательной деятельности, так и как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.
В каждой мастерской обязательно есть мастер-педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
7 слайд
Работа в творческой мастерской может осуществляться по следующему алгоритму:
Мотивация, обсуждение увиденного, совместное с детьми планирование предстоящей работы, распределение обязанностей по желанию детей, если работают в паре или в микрогруппе, Совместная деятельность воспитателя и детей, анализ результатов деятельности
8слайд
При организации мастерской необходимо соблюдение ряда существенных условий. Так Н. А. Короткова, И. А. Мухина выделяют следующие условия.
Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов, сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.
Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы.
За рабочим столом должны быть обязательно предусмотрены и места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Места за детьми не рекомендуется закреплять жестко, как на занятии, здесь каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу самостоятельно выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал. Динамична и позиция воспитателя, который на каждом проведении мастерской располагается рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы или материалом и инструментами.
Организованное таким образом общее рабочие пространство содействует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваются мнениями и открытиями «Смотри, как у меня», «Я понял, как это сделано!»
Второе условие – возможность общения участников мастерской друг с другом, где диалог (между участниками мастерской, отдельными группами, с самим собой) выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.
Следующим условием, по мнению Н. А. Коротковой, выступает то, что начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Иначе говоря, педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, чтобы обеспечивает выбор по интересам и возможностям.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников.
Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его. «При этом важно не только, что мы узнаем, но и какие чувства и эмоции при этом испытываем». Поэтому от педагога требуется особое внимание к состоянию эмоциональной сферы ребенка.
Немаловажным условие в данной ситуации служит и то, что деятельность в мастерской должна быть безоценочной, т. е. недопустимы критические замечания в адрес любого участника мастерской, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности с реализацией принципов «педагогики успеха».
Как отмечает Н. А. Короткова, предлагаемая детям работа должна быть спроектирована воспитателем на 25-30 минут, необходимых для достижения конечной цели (исходя из темпов работы «среднего» ребенка группы, при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый смог, не торопясь включиться в деятельность, справиться с ней, действуя в собственном темпе.
В связи с этим еще одним немаловажным условием при организации мастерской является тот факт, что вся деятельность имеет открытый временный конец.
По мере завершения (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – коллекцию, макет, большое панно и т. п. Иначе говоря, все члены группы могут работать вместе, рядом в общем смысловом поле, но каждый утверждает себя в собственном результате. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.
А сейчас вашему вниманию предоставляем небольшой опыт работы по организации творческой мастерской в нашей группе.
9-10 слайд
Творческая мастерская начала свою работу к подготовке работ на выставку детского творчества «Зимние мотивы». Была создана коллективная работа «Зимний лес». Чудесный пейзаж получился! На них лес, словно сказочный, волшебный, деревья получились стройные, заснеженные, как кружевные. Также были созданы индивидуальные работы «Ёлочка красавица», Снеговичок». Ребята объединили их общим сюжетом «Новогодние друзья».
11,12,13слайды
В преддверии новогодних праздников гостями нашей группы были учащиеся сатисской средней общеобразовательной школы.
Встреча прошла в форме творческой мастерской. Школьники показали детям театрализованную сказку «Звери в зимнем лесу». Затем дошкольники с гостями отправились в творческую мастерскую, где совместно создавали коллективные работы по аппликации «Медведь в берлоге». Встреча прошла на позитивной ноте, массу приятных впечатлений получили и учащиеся, которые смогли окунуться в мир дошкольного детства и дошколята, от общения со старшими товарищами. В конце встречи школьники вручили маленьким друзьям лопатки, сделанные своими руками в школьной мастерской.
14-15слайд
Накануне праздника Дня защитника Отечества в творческой мастерской началась работа по изготовлению подарков папам. Дети клеили, украшали чайные чашки символом страны – российским флагом. Также были выполнены индивидуальные работы для творческой выставки.
16-слайд
Перед праздником «8 марта», в нашей группе открылась творческая мастерская «Букеты для мам». В ходе мероприятия ребята трогательно и нежно говорили о своих мамах, во время словесной игры - «Моя мама - самая, самая», ребята находили нежные и ласковые слова для мам. В мастерской активное участие приняли все без исключения! Ребята из своих ладошек выполнили букет для самых любимых мамочек. Говорят, что ладошки ребенка – это маленькие солнышки, в них тепло, нежность и любовь. Это приятно и ценно вдвойне, потому, что работа выполнена в коллективе с другими детьми.
17слайд
Для любимых бабушек дети приготовили цветы. Они сделанные руками ребят, с особым чувством душевного тепла и любви, несут в себе нежность и любовь к близким и дорогим людям.
18-19слайд
К празднику Пасхи начала свою работу Сувенирная мастерская, в которой готовились поделки-сувениры -«Курочка с пасхальным яичком». Дети мастерили из бумаги курочку, украшали яркими красками пёрышки - домик для пасхального яичка. Затем расписывали яичко различными узорами. Каждый ребёнок подарил своим близким сделанный своими руками сувенир и вызвал радость от ожидания светлого праздника Пасхи.
20-24слайд
В день открытых дверей заработала в группе детско-родительская творческая мастерская, которая является одной из самых эффективных форм взаимодействия семьи и детского сада. Родители вместе с детьми отправились по следам зайчика и помогли ему сменить белую шубку на серую.
Конечно, огромную роль в создании и функционировании детско-родительской творческой мастерской играет деятельность воспитателя. При заинтересованном неформальном общении исчезает беспокойство родителей, появляется чувство доверия к педагогу и готовности к взаимодействию с ним.
А как горят глаза детей, чьи родители вместе с ребёнком лепят, рисуют, творят что-то новое, необычное. Родители становятся частью его жизни, не той где мама и папа заботятся: поел ли? поспал? тепло ли оделся? А той где ребенок — маленькой создатель. Где он сам придумал! Сам сделал! Он уже взрослый, у них появляются общие радости и вопросы.
А работы, которые получаются у ребят и родителей, достойны всяческих похвал.
25слайд
Закончить своё выступление хотелось бы словами великого педагога Сухомлинского. Он говорил:
" В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!"
Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.