Оксана Малахова
Алгоритм обследования фонематических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
АЛГОРИТМ
ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Обследование фонематического восприятия
Задание 1. Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Логопед просит ребенка ответить на вопрос: «Есть ли звук с в слове собака?»
Задание 2. Показать картинки с заданным звуком. Логопед называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук. Инструкция: Покажи все картинки, в которых ты слышал звук л.
Публикация «Алгоритм обследования фонематических процессов» размещена в разделах
Задание 3. Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагают прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи, в каком из слов есть звук в?» (Ворона сидит на суку).
Задание 4. Подобрать пары картинок к словам паронимам. Логопед называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки. Инструкция: «Покажи где лук, а где люк. Покажи где кот, а где год и т. д.» Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.
Обследование фонематического анализа
В основу обследования фонематического анализа положена методика Л. Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.
Задание 1. Определить место звука в слове. Логопед предлагает ответить ребенку на вопрос: «Где ты слышишь звук у, в слове утка, звук а в слове мак, звук о в слове ведро: в начале, середине или конце слова?
Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.
Задание 2. Выделить согласный звук из стечения двух звуков. Ребенка просят определить наличие звука в более сложной позиции, когда звук стоит рядом с другим согласным.
Обследование фонематического синтеза
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Задание 1. Составить слова из заданного количества звуков. Логопед изолированно называет звуки, составляющие слово, не меняя их порядка. Ребенку дается задание назвать целое слово.
Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. Инструкция: «Составь слова из 3 звуков, которые я тебе назову. Звуки можно менять местами».
Обследование фонематических представлений
Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа.
Задание 1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Логопед дает ребенку задание: «Подбери название ягоды, начинающееся на звук м (малина)».
Задание 2. Подобрать слово на заданный звук. Ребенка просят назвать любое слово, которое начинается на заданный логопедом твердый или мягкий звук.
Задание 3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове: «Подбери слово, в котором звук к будет стоять в конце».
Задание 4. Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом. Логопед называет слово: стол. Ребенок должен подобрать свое слово, которое тоже будет начинаться на звук с. Например: самолет.
Список используемой литературы:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2004.
2. Александрова Т. В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс» 2005.
3. Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника. СПб., «Нева» 2004.
4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М. ,«Владос» 2003.
5. Краузе Е. Логопедия. СПб., «Корона» 2003.
6. Резниченко Т. С. Ларина О. Д. Дифференциация согласных звуков. М., «Росмэн» 2004.
7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., «Владос» 1999.
8. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
СПб., «Детство-Пресс» 1998.
9. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., «Гном-Пресс» 2003.
10. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М., «Гном-Пресс» 20007
11. Филичива Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., «Просвещение» 1987.