Виктория Белкина
Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Игра - драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребёнка и развития его личности. Ребёнок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Публикация «Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый.
Ключевые слова: театрализованная игра, игра, игра – драматизация, ребёнок, дошкольный возраст.
Игра является мощным средством психологической коррекции и психологической разгрузки. Проигрывая разные ситуации, ребёнок проживает их и постоянно учится правильно реагировать и менять свое поведение. В процессе игр-драматизаций осваиваются новые социальные роли, вырабатываются социально-психологические качества. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - сюжетом игры. Особенность этих игр в том, что они имеют готовый сюжет. Значит, деятельность ребёнка предопределена текстом произведения. [1] Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает. Когда педагог читает художественное произведение, необходимо, чтобы у ребёнка возник эмоциональный отпечаток в душе, и ребёнок сознательно начинает отражать на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Драматизировать - это значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.
Игры-драматизации знакомят ребёнка с понятиями добра и зла, помогают увидеть красоту нравственных поступков, стараются воспитывать у него желание делать выбор в пользу добра, одним словом, пытаются сформировать алгоритм социального поведения. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребёнка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты, договариваются между собой о характере своих действий. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учёт их особенностей. В игре - драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. [3]
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми : в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развё ртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. [2].
Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребёнка, у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.
А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей [5]. Игра - драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чём-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.
Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С Фурмина и др.) также считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества.
Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трё х аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля [6]. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстаёт как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты, носящая игровой (импровизационный) характер.
Р. И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации: непосредственное выполнение ролей детьми; показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей; конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций [4].
По мнению Р. И. Жуковской, игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности. Иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и т. д.
В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребёнок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.
Игра-драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев произведения; положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками: эмоционально-оценочное восприятие, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей показали действенную силу игры-драматизации в восприятии детьми художественной литературы. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребёнка, что соответствует личностно - ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Литература :
1. Голованова. Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2005.
2 Доронова. Т. Н. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : Просвещение. 2005. - 225с.
3. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2010.
4. Дъяченко О. М., Кириллова А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2005.
- № 2. – С. 107-114.
5. Томчикова. С. Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МАГУ, 2002. - 69 с.
6. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.