МААМ-картинки

Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста

Виктория Белкина
Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Игра - драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребёнка и развития его личности. Ребёнок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.

Публикация «Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый.

Ключевые слова: театрализованная игра, игра, игра – драматизация, ребёнок, дошкольный возраст.

Игра является мощным средством психологической коррекции и психологической разгрузки. Проигрывая разные ситуации, ребёнок проживает их и постоянно учится правильно реагировать и менять свое поведение. В процессе игр-драматизаций осваиваются новые социальные роли, вырабатываются социально-психологические качества. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения - сюжетом игры. Особенность этих игр в том, что они имеют готовый сюжет. Значит, деятельность ребёнка предопределена текстом произведения. [1] Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает. Когда педагог читает художественное произведение, необходимо, чтобы у ребёнка возник эмоциональный отпечаток в душе, и ребёнок сознательно начинает отражать на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Драматизировать - это значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

Игры-драматизации знакомят ребёнка с понятиями добра и зла, помогают увидеть красоту нравственных поступков, стараются воспитывать у него желание делать выбор в пользу добра, одним словом, пытаются сформировать алгоритм социального поведения. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребёнка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Дети с удовольствием участвуют в инсценировках сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты, договариваются между собой о характере своих действий. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учёт их особенностей. В игре - драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. [3]

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми : в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развё ртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. [2].

Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребёнка, у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей [5]. Игра - драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чём-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.

Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С Фурмина и др.) также считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества.

Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трё х аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля [6]. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстаёт как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты, носящая игровой (импровизационный) характер.

Р. И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации: непосредственное выполнение ролей детьми; показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей; конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций [4].

По мнению Р. И. Жуковской, игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности. Иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и т. д.

В игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребёнок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.

Игра-драматизация помогает развитию детского творчества, глубокому погружению в содержание, в образы главных героев произведения; положительно влияет на результат обогащения детей новыми умениями и навыками: эмоционально-оценочное восприятие, проживание образов героев, умение связно и правильно выражать мысли, пользоваться речью, применяя выразительные средства. Особая атмосфера, эмоциональный отклик и живая реакция детей показали действенную силу игры-драматизации в восприятии детьми художественной литературы. И, наконец, игра - драматизация является средством самовыражения и самореализации ребёнка, что соответствует личностно - ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Литература :

1. Голованова. Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб., 2005.

2 Доронова. Т. Н. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М. : Просвещение. 2005. - 225с.

3. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2010.

4. Дъяченко О. М., Кириллова А. Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2005.

- № 2. – С. 107-114.

5. Томчикова. С. Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. - Магнитогорск: МАГУ, 2002. - 69 с.

6. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

Дидактическая игра по отгадыванию загадок детьми младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по отгадыванию загадок детьми младшего дошкольного возраста Я работаю воспитателем в младшей оздоровительной группе детского сада. Проводила беседу по лексической теме «Супермаркет. Профессии.». По.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» с детьми среднего дошкольного возраста. Интеграция образовательных направлений: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Цель:.

Драматизация сказки «Теремок» детьми старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое.

Игра-драматизация как средство коррекции застенчивости у детей Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Под застенчивостью понимают стыдливость, замкнутость,.

Массажные коврики и дорожки как средство физкультурно — оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возрастаМассажные коврики и дорожки как средство физкультурно — оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста Здоровье является главной ценностью человека и в особенности маленького ребёнка. Как приятно видеть весёлого, любознательного малыша, у.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый.

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» «Игровой массаж как средство здоровьесбережения» [/b] Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладонях рук и подошвах.

Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Если справедлива пословица:.

Сценарий занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Игра со сказкой «Теремок» Тема: Игра со сказкой «Теремок» Цель: Формировать у детей способность самостоятельно обследовать объект по сказке «Теремок» для выяснения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 июня 2016 в 14:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра-драматизация как средство усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Белкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД