Лариса Евгеньевна Тимонина
Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития нашей страны становится всё более очевидным, что обществу нужна социально-зрелая личность, обладающая правовыми знаниями. В свете этого определяется важнейшая педагогическая задача: формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Правовое воспитание дошкольников представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагога и родителей по формированию правового мышления. Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно и служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Публикация «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений; нравственно-правовых суждений и ценностных ориентиров личности; адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых.
Под нравственно-правовыми представлениями мы понимаем формирование знаний детей о личных, гражданских социальных и культурных правах человека (право на имя, семью, жилище, владение личным имуществом, право на личную жизнь и др.). Нравственно-правовые суждения дошкольников мы рассматриваем как высказываемое ребенком отношение к событиям окружающей действительности (справедливо – несправедливо, добро - зло, единство слова и дела, права и обязанности и т. д). Ценностные ориентации личности – это способность к самостоятельному выбору нравственных ценностей, осознанием ребенком нравственных критериев. Адекватные модели правового поведения в обществе включают проявления дошкольниками навыков и умений конструктивного взаимодействия, толерантности, ответственности, следование установленными правилами жизни и деятельности в группе детского сада, семье, общественных местах.
Задачи правового воспитания могут быть решены посредством построения воспитательно-образовательного процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Правового воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности: дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми; изобразительную деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение; игры- драматизации; конкретные поступки и ситуации, будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, формирования правового сознания.
Очень важно, чтобы процесс ознакомления дошкольников с правами не был назидательным, поэтому необходимо, чтобы в процессе изучения прав к детям применялся подход, основанный на идеях миролюбия, толерантности.
Игра в дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят. Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации
Мы решили глубже рассмотреть и изучить эффективность использования игр-драматизаций в формировании правовых знаний старших дошкольников. Ведь игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения- познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и эффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость.
В играх-драматизациях происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет не только выявить уровень развития нравственных ценностей, но и создать условия для их формирования- как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Всё это будет способствовать формированию базиса правовой культуры дошкольников.
Всю работу по правовому воспитанию мы проводили как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей. Всю свою работу старались построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия.
Обучение основам правового сознания мы планировали через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру. В процессе организованной образовательной деятельности, при организации которой мы стараемся сочетать разнообразные методы- беседы, игры, чтение, рассказывание, театрализацию, дети получают первые представления о своих правах, а их углубление, уточнение происходит через другие виды детской деятельности. Основной принцип в работе дать детям возможность познать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.
Для ознакомления дошкольников с правами, изложенными в Конвенции, мы подобрали художественные произведения. Ведь произведения художественной литературы значительно облегчает обсуждение нравственно-правовых понятий. Забавные сюжеты, иллюстрации, традиционные характеристики героев произведений помогают в постановке проблем добра и зла, поведения человека, его прав и обязанностей. После чтения беседовали с детьми о состояниях, переживаниях героев литературных произведений, о правомочности их поступков. Дети сами находят в таких литературных текстах примеры нарушений каких то прав. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок, рассказов, помнят о них, стремятся сами быть лучше. Наибольшим потенциалом для изучения прав человека и прав ребенка обладают сказки, так как увлекательность, образность, динамизм близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать и воспринимать окружающим мир. Это народные сказки «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка «, «Кот, петух и лиса», авторские сказки : «Под грибком» В. Сутеева, «Муха -Цокотуха» К. Чуковского, «Золушка» Ш. Перро и другие.
При ознакомлении с каким-либо правом после его детального обсуждения мы переходили к организации игры-драматизации. Ведь детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. В игре дети более эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Игра-драматизация сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.
Выбор произведений был обусловлен задачами гражданско-правового воспитания и осуществлялся нами по следующим принципам:
-сюжет произведения должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
-эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
- увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия
Работа над каждым спектаклем была растянута во времени до одного месяца и проходила последовательно и постепенно. Предварительная работа по организации игр-драматизаций всегда начинается с ознакомления с художественным произведением. Затем проводили беседы по содержанию с целью формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей произведения, подводили детей к оценке их поступков. Такие беседы помогают лучше понять содержание и правильно оценить эпизоды сказочной истории. После проведения такой беседы с детьми мы продолжали работу, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами.
Мы заранее, еще до ознакомления с произведением, готовили персонажей, с которыми будет происходить общение детей. Такие персонажи могут быть самыми различными : от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, вырезанных из картона, бумаги. Обычно мы выбирали и готовили персонажи, противоположные по своим нравственным качествам, например, лиса и заяц из сказки «Заюшкина избушка», Буратино и Карабас-Барабас из сказки А. Толстого «Приключения Буратино» и другие.
Постепенно куклы-персонажи затрагивают проблемы, являющиеся актуальными для всей группы. Куклы «высказывают» свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонажей при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный- добрые, справедливые дела и взаимоотношения.
Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, гадкий утенок) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, гуси-лебеди) будет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнюю красивость: внутренняя и внешняя красота будет в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей. Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых можно при помощи кукол-персонажей и участия других детей воздействовать на бесчувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считаться собственным, самостоятельным, а не навязанным извне.
Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступкам отрицательных. Мы же, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, стараемся незаметно переключить внимание всех детей на аналогичные ситуации, которые имели место в группе (давно или в настоящее время- это не имеет значение). Главная цель здесь - формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умение не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.
Также детям было предложено придумать новое название к сказкам из подходящих по содержанию пословиц и поговорок и объяснить свой выбор. Дети рассуждали логически и в результате получились интересные названия: «Кот, петух и лиса»- «Друг познается в беде», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- «Мир не без добрых людей», «Под грибком»- «В тесноте, да не в обиде» и т. д.
Следующий этап формирования игры-драматизации мы посвящали поискам средств выразительности : интонации, мимики, жестам. Для этого использовались разнообразные игры и речевые упражнения на развитие выразительности речи движений, сплоченности детей.
И только после этого мы переходили непосредственно к игре-драматизации и развитию общения и взаимодействия по поводу игры. При распределении ролей мы учитывали желания и интересы детей, а также использовали выбор с помощью «волшебной палочки», считалок.
Такая последовательность в работе обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые мы используем для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка.
Вот наша деятельность по ознакомлению с правами заканчивается интересным зрелищем: «Играем в сказку!». Герои сказки не просто расхаживают, а начинают жить. Вместе с персонажами, ими созданными, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка украшают игру детей, вселяют в них уверенность, желание фантазировать.
Введение в образовательный процесс игр-драматизаций обеспечивает не только формирование нравственно-правовых представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения, помогает детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка
Таким образом, игра-драматизация – это одно из средств, правового воспитания дошкольников, имеющее свою специфику. В игре-драматизации дети познают мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне веря в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистичного исполнения, осознают нравственно-правовые нормы, приобретают определенные знания, умении и навыки.