Царапкина Валентина Ивановна
Художественное чтение как способ позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Чтение книг – тропинка, по которой умелый,
умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребёнка".
В. А. Сухомлинский
Личность любого человека формируется и трансформируется в течение всей его жизни. И как качество возведенного здания зависит от добротности фундамента, так формирование полноценной личности во многом обуславливается особенностями его социо-культурного окружения в наиболее восприимчивом периоде жизни - дошкольном детстве. Ни один индивидуум не может существовать изолированно от социума, каждому из нас приходится так или иначе контактировать с обществом. И то, каким будет опыт взаимодействия ребёнка с миром, способно определить на многие годы вперед вектор развития личности. Для максимального улучшения процесса социализации дошкольника важно выработать эффективную стратегию взаимодействия семьи и педагогов ДОУ. Работа воспитателя с семьями воспитанников, на мой взгляд, должна сочетать в себе традиционные и новаторские формы, призванные в первую очередь возбудить интерес детей и родителей и побудить их к обратной связи, накоплению определенного совместного опыта. К поискам новых коммуникативных форм педагога должна стимулировать сама бесконечно трансформирующаяся окружающая действительность.
Публикация «Художественное чтение как способ позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
Мы живем во время стремительных перемен и сверхбыстрых скоростей, век высоких технологий и обилия гаджетов, период, преисполненный многообразнейшей информацией. Несмотря на многие плюсы технического прогресса и его спутников, социологические исследования выявили многие негативные тенденции в культурной сфере современного общества, причем, в группе наибольшего риска оказались дети дошкольного возраста как максимально подверженные влиянию из-за незавершенности процесса формирования личности.
Ученые отмечают негативные изменения уровня бытовой культуры, несформированное у многих детей умение общаться со взрослыми и сверстниками, а также стремительные изменения структуры письменной и разговорной речи, частое доминирование агрессивной окраски последней, чему способствует негативный пример в семьях и частая предоставленность ребенка самому себе, практически неконтролируемый просмотр негативного интернет- и телевизионного контента, милитаризированные видеоигры. Как следствие, снижение навыков коммуникации, обеднение активного словаря ребёнка, неумение выражать мысли вербально, бледность эмоциональной палитры и, конечно, проблемы с грамотностью. Ученые XXI века бьют тревогу из-за лавинообразного снижения интереса к чтению у младших школьников и подростков, замена чтения художественных произведений просмотрами не всегда достоверных, качественных и соответствующих возрасту зрителя экранизаций. Возникшая в последнее время тенденция к отказу от чтения у многих детей порождает, по мнению социологов, неспособность анализировать обстоятельства, события, образы. Именно поэтому так важно приобщать дошкольников к художественной литературе уже с самого раннего возраста.
Задачи художественного чтения в ДОУ исходят из предпосылок его применения. Во-первых, художественное чтение способствует формированию у детей эмоционального восприятия литературы, а также улучшению коммуникативных навыков воспитанников. В большей или меньшей степени ребенок ассоциирует себя с тем или иным героем произведения, соотносит свои мысли, слова и проекты поступков с поведением вымышленных героев: одно ребенку импонирует, другое вызывает отторжение, третье заставляет задуматься. Во-вторых, через эмоциональную связь с персонажами и взрослым, выступающим в данном контексте в качестве некоего транслятора, через анализ обстоятельств, образов, событий, дети учатся делать выводы и открытия о себе, окружающих, постепенно формируя свою картину мира. Чтение художественной литературы позволяет дошкольнику с помощью педагога погрузиться в различные ситуации с целью получения и последующего обобщения опыта без реального прохождения ситуаций. В-третьих, взрослый в процессе чтения дает ребенку образец грамотной речи. Читая хорошую литературу, педагог пополняет тезаурус воспитанника, закладывает фундамент для формирования основы образцового грамматического строя речи, тренирует фонематический слух, знакомит с различной речевой мелодикой, что не менее важно, чем правильное четкое произношение. В-четвертых, данное занятие призвано вызывать у детей интерес к чтению и воспитывать будущих читателей.
Осуществить поставленные задачи в ДОУ призваны способствовать следующие формы : ежедневное чтение, театрализованное чтение, а также онлайн- и офлайн-форматы для обучения родителей.
Ежедневное чтение составляет основу для формирования интереса к чтению, создает эмоциональную взаимосвязь ребёнок – персонаж – транслирующий взрослый, закладывает фундамент анализа произведения (а следовательно, и начала анализа окружающего мира, дает образец грамотной речи. Ежедневное чтение, на мой взгляд, должно быть неким ритуалом с присущим таковому атрибутами: определенное место, традиционное время и так далее. Чем старше возраст детей, тем больше деталей обретает ритуал. Педагог в данном случае должен ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, отвечать их интересу.
Интерактивные формы по трансляции опыта педагога родителям могут быть различными и должны быть продиктованы тщательно проанализированной статистикой в данном коллективе, основанной на полученной обратной связи: анкетировании, групповых и индивидуальных беседах и др. Из своего опыта могу порекомендовать вызвавшие интерес у большинства родителей такие формы, как зум-конференция (например, круглый стол по проблемам организации театрализованного чтения в домашних условиях, видео мастер-класс ( пример: обучение чтению стихотворного текста, трансляция педагогического опыта на неделе открытых дверей ( пример: ежедневное чтение, презентация ( пример: художественное чтение как способ позитивной социализации дошкольников, интерктивная игра – викторина ( пример: игра «Как хорошо уметь читать» для детей седьмого года жизни) и квест-игры по мотивам любимых произведений для стимуляции интереса к чтению.
Подробнее остановлюсь на театрализованном чтении. Данная форма художественного чтения является наиболее сложной по исполнению, но вызывает наиболее яркий и сильный эмоциональный отклик у детей, подходит для досуговой деятельности. Структура формы включает в себя три этапа: подготовительный процесс, непосредственно чтение и рефлексия.
Важную роль играет подготовительный этап, задающий вектор всему будущему событию. Данная стадия складывается из выбора произведения, оборудования подходящей локации и подбору сопутствующих атрибутов, звукового сопровождения, элементов костюма и так далее.
При выборе произведения необходимо руководствоваться рядом критериев.
Художественное произведение должно соответствовать возрастным особенностям аудитории и при этом учитывать индивидуальные особенности детей, отвечать детской инициативе, вызывать интерес. Также при чтении в ДОУ произведение должно соответствовать тематике текущей образовательной деятельности, либо решать насущные (или соответствующие возрасту) социально-коммуникативные ситуации. Конечно, читаемое должно нравиться самому читающему взрослому. Также педагог должен предварительно изучить произведение, продумать требуемые пояснения, предположить могущие возникнуть у слушателей вопросы и найти ответы на них. Выбранное произведение может быть рекомендовано рабочей программой группы.
При выборе локации следует учитывать удобство как для слушателя, так и для чтеца, а также её функциональность исходя из намеченной формы подачи, задач представления.
Атрибуты, используемые при театрализованном чтении, призваны акцентировать те или иные смысловые моменты, повысить градус эмоциональной окраски, смягчить либо полностью нивелировать негативный событийный эффект. Они должны быть понятны и просты, чтобы не отвлекать детей от слушаемого. С той же целью сегрегируется количество атрибутов – их должно быть достаточное для гармоничного чтения количество.
Если используются иллюстрации, их размер рекомендуется регулировать исходя из локации события. Однако, обязательные требования диктует удобство для рассматривающих: размер не должен быть слишком мелким, иллюстрация не должна быть слишком замысловатой и изобиловать множеством мелких деталей во избежание долгой задержки внимания ребенка на картинке и отвлечение от литературного текста. Также важно грамотно выбрать время трансляции иллюстративного материала. Наиболее благоприятны моменты перед началом чтения для погружения детей в атмосферу произведения и по окончании чтения для запуска процесса эмоционального осмысления полученной информации.
При необходимости на протяжении сеанса театрализованного чтения можно использовать звуковое сопровождение, для чего следует выбирать моменты, не рассеивающие внимание воспитанников, например, в начале и в конце. Примеры звукового сопровождения: шумовое, вокальное, инструментальное. Исполнить данные вставки может непосредственно педагог. Однако, вовлечение воспитанников в процесс звукового сопровождения, будь то игра с шумелками или хоровое исполнение отрывка из знакомой песни, вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, способствует развитию невербальных коммуникативных навыков.
При подготовке к досугу с театрализованным чтением не стоит увлекаться подбором сопутствующих средств. Важно помнить, что чтение текста литературного произведения в данном событии первостепенно, а превалирование разнообразных, либо слишком вычурных и замысловатых атрибутов может отвлечь от него детей. Следует учитывать возраст и индивидуальные особенности участников сеанса чтения, а также их количество. Потому еще крайне важно на протяжении всего сеанса чтения следить за внятностью и выразительностью речи. Педагог должен быть эмоциональным, уметь интонационно акцентировать важные смысловые моменты, давать параллельные разъяснения при чтении моментов, сложных для понимания воспитанников.
В завершение и продолжение досуга театрализованного чтения рекомендуется провести рефлексию как форму анализа эмоционального и смыслового аспектов. Обсуждение своего видения и чувствования, переосмысление детьми через литературное произведение своих интересов, проблем, эмоций, поступков, черт характера, со временем приведут к формированию опыта осознанных решений своих проблем.
В результате систематического художественного чтения ребенок эмоционально воспринимает литературные произведения – этот богатейший источник прекрасного, учится анализировать образы, события, обстоятельства, комбинирует полученный опыт и стремится использовать его в окружающем мире, говорит грамотно по полученному от читающего педагога образцу, развивает коммуникативные навыки, воспитывает будущих читателей.
Таким образом, чтение художественной литературы является важным и мощным средством социализации дошкольников, способствуя формированию и всестороннему развитию личности ребенка.