Татьяна Беседина
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Основные задачи:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
• Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
• Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
• Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.
Важная задача - создание в учреждении условий для творческого развития детей. Была создана эстетическая развивающая среда, которая включает:
• внутреннее пространство групп — окраска стен спокойных тонов, вписывающиеся в интерьер мебель, игрушки;
• соответствие возрастным психологическим особенностям детей;
• включение в интерьер произведений искусства: живописи, народных промыслов, графики.
• насыщенность содержания детских центров.
В ДОУ создана коллекция костюмов для музыкальной и театральной деятельности. Костюмы играют большую роль в повышении интереса детей. Важную роль в театральных постановках играет участие взрослых. Поэтому в ДОУ организовано эффективное взаимодействие детей, сотрудников коллектива и родителей. В работе с родителями педагоги ищут пути активного сотрудничества, привлекая родителей к участию и подготовке календарных и фольклорных праздников, общесадовских мероприятий (конкурсы, выставки детского и взрослого творчества, проводят Дни открытых дверей, встречи со специалистами детского сада.
Раздел «Театрализованная деятельность» реализуется программами Дороновой Т. Н. «Играем в театр», Сорокиной С. «Театр и дети».
Содержание музыкального воспитания дополняется программами Дубровской Е. А. «Раз-ступенька, два — ступенька», Радыновой О. П. «Музыкальные шедевры», а также авторскими разработками в области обучения детей игре на детских народных музыкальных инструментах музыкального руководителя Власовой О. П.
В изобразительной деятельности учреждение опирается на программу Комаровой Е. С., дополняя ее программами Грибовской А. А. "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации", Швайко Г. С. "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду". В рамках расширения образовательной среды организована кружковая работа. Существуют следующие кружки: «Русский сувенир» (обучение детей игре на народных музыкальных инструментах, руководитель Власова О. П.); «Волшебная кисточка» (изотворчество с использованием нетрадиционных техник и материалов, руководитель Ларина М. П.); «Играем в сказку» (развитие театрализованной деятельности детей, руководитель Варлакова Э. М.)
Условия для кружковой деятельности
• Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
• Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей.
• Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепление мелких мышц руки.
• Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
• Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.
Принципы содержания кружковой деятельности:
- личностно ориентированный подход;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;
- опора на предшествующее развитие ребенка;
- организация творческой деятельности детей.
Использование интегрированных занятий помогает педагогам работать в зоне ближайшего развития дошкольников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность не более 25 – 30 минут для детей старших и подготовительных групп.
Методические рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Поэтому:
1) Система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, руководителей кружковой работы, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
2) Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
3) Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
4) В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности "Волшебная кисточка" – по изобразительной деятельности, «Русский сувенир» - музыкально-фольклорное направление, «Играем в сказку» - театрализованная деятельность.
5) В дошкольном учреждении должен быть создан учебно-методический комплект:
• программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
• перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
• конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;
• дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
6) Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Она осуществляется в нескольких направлениях:
• повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.
• ежегодное проведение в ДОУ районных методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на районных семинарах.
• повышение квалификации на курсах в ЧИППКРО
7) Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому вовлекаем семью в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
8) Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, Тимирязевской СОШ, Тимирязевской школой искусств, Домом культуры и Домом детского творчества. Проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, совместные выставки, дети ежегодно принимают участие в фестивале детского творчества «Весенняя капель», выступают па поселковых и районных мероприятиях.
Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. — М. : ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
2. Горькова Л. Г. Праздники и развлечения в детском саду/ Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2007. – 288с.
3. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2003. – 173 с.
4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.
5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
6. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 606 с.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 176 с.