Папки-передвижки

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада

Татьяна Беседина
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 «Тополек» и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Темочки:

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Основные задачи:

• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;

Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;

• Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

• Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Важная задача - создание в учреждении условий для творческого развития детей. Была создана эстетическая развивающая среда, которая включает:

• внутреннее пространство групп — окраска стен спокойных тонов, вписывающиеся в интерьер мебель, игрушки;

• соответствие возрастным психологическим особенностям детей;

включение в интерьер произведений искусства: живописи, народных промыслов, графики.

• насыщенность содержания детских центров.

В ДОУ создана коллекция костюмов для музыкальной и театральной деятельности. Костюмы играют большую роль в повышении интереса детей. Важную роль в театральных постановках играет участие взрослых. Поэтому в ДОУ организовано эффективное взаимодействие детей, сотрудников коллектива и родителей. В работе с родителями педагоги ищут пути активного сотрудничества, привлекая родителей к участию и подготовке календарных и фольклорных праздников, общесадовских мероприятий (конкурсы, выставки детского и взрослого творчества, проводят Дни открытых дверей, встречи со специалистами детского сада.

Раздел «Театрализованная деятельность» реализуется программами Дороновой Т. Н. «Играем в театр», Сорокиной С. «Театр и дети».

Содержание музыкального воспитания дополняется программами Дубровской Е. А. «Раз-ступенька, два — ступенька», Радыновой О. П. «Музыкальные шедевры», а также авторскими разработками в области обучения детей игре на детских народных музыкальных инструментах музыкального руководителя Власовой О. П.

В изобразительной деятельности учреждение опирается на программу Комаровой Е. С., дополняя ее программами Грибовской А. А. "Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации", Швайко Г. С. "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду". В рамках расширения образовательной среды организована кружковая работа. Существуют следующие кружки: «Русский сувенир» (обучение детей игре на народных музыкальных инструментах, руководитель Власова О. П.); «Волшебная кисточка» (изотворчество с использованием нетрадиционных техник и материалов, руководитель Ларина М. П.); «Играем в сказку» (развитие театрализованной деятельности детей, руководитель Варлакова Э. М.)

Условия для кружковой деятельности

• Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

• Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей.

• Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепление мелких мышц руки.

• Составление фонотеки – подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

• Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Принципы содержания кружковой деятельности:

- личностно ориентированный подход;

- индивидуально-дифференцированный подход;

- целостное развитие ребенка и готовность личности к дальнейшему развитию;

- опора на предшествующее развитие ребенка;

- организация творческой деятельности детей.

Использование интегрированных занятий помогает педагогам работать в зоне ближайшего развития дошкольников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительность не более 25 – 30 минут для детей старших и подготовительных групп.

Методические рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Поэтому:

1) Система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, руководителей кружковой работы, заведующей детским садом, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

2) Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

3) Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы. Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

4) В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности "Волшебная кисточка" – по изобразительной деятельности, «Русский сувенир» - музыкально-фольклорное направление, «Играем в сказку» - театрализованная деятельность.

5) В дошкольном учреждении должен быть создан учебно-методический комплект:

• программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

• перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

• конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

• дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;

6) Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Она осуществляется в нескольких направлениях:

• повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

• ежегодное проведение в ДОУ районных методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на районных семинарах.

• повышение квалификации на курсах в ЧИППКРО

7) Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому вовлекаем семью в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

8) Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, Тимирязевской СОШ, Тимирязевской школой искусств, Домом культуры и Домом детского творчества. Проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, совместные выставки, дети ежегодно принимают участие в фестивале детского творчества «Весенняя капель», выступают па поселковых и районных мероприятиях.

Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Литература:

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. — М. : ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

2. Горькова Л. Г. Праздники и развлечения в детском саду/ Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова. – М. : ВАКО, 2007. – 288с.

3. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2003. – 173 с.

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.

5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

6. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 606 с.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.

8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 13:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Беседина (УИ 2370170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД