Елена Синицына
Художественно-эстетическое развитие личности
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру. В целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников : И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, В. Г. Перова, А. А. Пластов, К. П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству. Произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, И. И. Левитана передают живописность русской природы: пейзажи представляют детям подробнейшее, яснейшее дыхание леса, родных просторов. Картины прекрасно отвечают принципу краеведения, доступности, сезонности при приобщении дошкольников к изобразительному искусству. Применяются разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению к изобразительному искусству, такие как:
Публикация «Художественно-эстетическое развитие личности» размещена в разделах
– экскурсии,
– виртуальные экскурсии,
– беседы с использованием репродукций,
– игры, развлечения,
– выставки,
– самостоятельная и индивидуальная работа.
Народное декоративно-прикладное искусство также является доступным для этого возраста видом искусства. Дошкольники продолжают изучать различные виды росписей – гжельская, хохломская, городецкая и др. Национальный промысел родного края также включается в содержание образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).
Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходит развитие эмоционального восприятия, положительного реагирования на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства. У детей начинает формироваться способность понимать содержание произведений искусства, эстетическое восприятие.
Изобразительная деятельность включает в себя воспитание у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации, прикладному творчеству, формирование, развитие и совершенствование умений в данных видах деятельности.
В целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников : И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. М. Васнецова, И. И. Левитана, В. Г. Перова, А. А. Пластов, К. П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству.
Произведения И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, И. И. Левитана передают живописность русской природы: пейзажи представляют детям подробнейшее, яснейшее дыхание леса, родных просторов. Картины прекрасно отвечают принципу краеведения, доступности, сезонности при приобщении дошкольников к изобразительному искусству.
Применяются разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению к изобразительному искусству, такие как:
– экскурсии,
– виртуальные экскурсии,
– беседы с использованием репродукций,
– игры, развлечения,
– выставки,
– самостоятельная и индивидуальная работа.
Народное декоративно-прикладное искусство также является доступным для этого возраста видом искусства. Дошкольники продолжают изучать различные виды росписей – гжельская, хохломская, городецкая и др. Национальный промысел родного края также включается в содержание образовательного процесса.
В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) детей начинают знакомить с историей искусства и продолжают расширять ранее полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Формируются представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности. Воспитывается интерес к искусству родного края. В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) совершенствуются умения изображать предметы по памяти и с натуры, совершенствуется техника изображения, расширяется набор материалов. Продолжается формирование умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавно поворачивать руку при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома, оживок (городец) и др.
В сюжетном рисовании детей продолжают учить размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, передний и задний план). Формируется умение передавать движение людей и животных. В лепке продолжается обучение умению передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов. Содержание художественно-эстетического развития дошкольников представлено в комплексных программах, а также обогащенное содержание раскрывается в парциальных программах. Современные программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и раскрывают данную область развития ребенка. Кроме этого, создаются региональные программы, учитывающие конкретную этнокультурную ситуацию, традиции, принятые в обществе. Согласно целевым ориентирам дошкольного образования ребенок к окончанию дошкольного возраста должен проявлять развитое творческое воображение, проявлять самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально откликаться на произведения искусства.
В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развития эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.