Татьяна Викторова
Художественно-эстетическое развитие дошкольника средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности
Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры : знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольника средствами музыки» размещена в разделах
Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.
Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т. д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.
Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П. И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П. И. Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.
Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет и т. д. ; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оттенки, ритмический рисунок и др.)
В исследовании С. П. Козыревой, посвящённом изучению взаимосвязи и изобразительной деятельности и музыки, определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие эстетическому развитию дошкольников, обогащению их творчества новыми образами и содержанием. С этой целью использовались песня, инструментальная программная и непрограммная музыка. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребёнка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей. Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2-3-х лет. Слушая «Осеннюю песенку» муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля, дети с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах. Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности :
– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;
– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);
– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.
Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.
Музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние. Она влияет и на ритм дыхания, и на работу сердца. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей (импровизация типа «Дождик» «Листики», «Снежинки» и т. д.).
Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.
Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т. д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т. д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.
Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.
Л. C. Выготский писал: «. музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».
Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности : восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.
Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков, у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.
Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.
Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т. д. Так, например, в песне «Урожайная» муз. Филиппенко поется о труде, а в песне «Осенние дорожки» – о природе, песня-танец «Разноцветная игра» – о дружбе детей.
Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.
Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К. Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.
Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.
Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.