Елена Майорова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вся педагогическая деятельность должна удовлетворять потребность детей в активности, в деятельности, в познании; развитие его способностей, воображения, творчества, обеспечение его эмоционального благополучия.
Для этого были проанализированы программы авторов Т. С. Комарова, Р. Чумичёва, Е. А. Дубровская и др. важный путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса видят в усилении внимания к художественно-эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей. Одно из главных условий, по мнению авторов, — приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить гармоническое развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.
В ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Большое внимание уделяется развитию интереса к эстетической стороне деятельности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Детей знакомят с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. Взрослые создают возможности для актуализации у ребенка художественных способностей. Таким образом, в содержании художественно-эстетического развития задействованы все три группы средств: искусство, включая все его виды; окружающая социальная действительность (жизнь) и художественная творческая деятельность (разные её виды).
В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Эффективность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это, с точки зрения Т. С. Комаровой, определяется тем, что различные виды искусств, обладая своей спецификой и имея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, то есть к синтезу.
В работе Т. С. Комаровой подчеркивается, что необходимость взаимосвязанного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании определяется также тем, что применительно ко всем видам художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:
1. Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями; образы восприятия, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития разнообразных способностей, в том числе художественных и интеллектуальных.
2. Наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию на средства решения мыслительной задачи;
3. Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая.
Указанные психические процессы являются основой всех видов художественно-эстетической деятельности. Опираясь на психологическое обоснование, можно назвать следующие задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Первая группа задач направлена на развитие эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения. Педагог решает задачи развития умения видеть и понимать красоту природы и рукотворного мира; воспитывает эстетический вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование творческо-художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитию словесного творчества. Педагоги решают задачи, направленные па поддержку творческого самовыражения детей : стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Для реализации задач необходимы педагогические условия: среда (эстетика быта, наличие программы художественно-эстетического развития детей; организация собственной художественной деятельности ребенка, использование разнообразных форм, средств, методов, различных видов искусств.
Р. Чумичева предлагает следующие формы организации педагогического процесса на основе синтеза музыки, живописи и литературы:
1. Пластообразная, или сквозная — суть её в том, что ребенок познает какую-либо ценность, воспринимая её в различных произведениях искусства и самостоятельно или вместе с педагогом реализуя эту ценность в собственной художественно-творческой деятельности. Основные принципы этой формы организации педагогического процесса: психологическая обусловленность выбора деятельности; — многомерность; гармоничность.
2. Спиралевидная — особенность в том, что познание ценности происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями: от частного к общему; от общего к частному.
3. Контрастная — познание какой-либо ценности осуществляется «от противного». Принцип: ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у других людей и собственную положительную самооценку.
4. Взаимопроникающая — характеризуется организацией в течение дня одного вида деятельности, в которую органично - как неглавные- вплетаются другие виды. Индивидуально-дифференцированная — наиболее сложная форма. Суть в том, что педагог создает в группе такую среду, которая позволяет каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, наиболее отвечающий его внутренним потребностям. Задача педагога, наблюдая за ребенком, помочь ему так организовать этот вид деятельности, чтобы он мог осознать, эмоционально почувствовать и оценить ту или иную ценность.
Общими принципами организации педагогического процесса являются:
1. Принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности.
2. Принцип проецирования познавательной деятельности на своё «Я».
3. Принцип результативности.
Подробное ознакомление с программами дает возможность дошкольным работникам продумать пути их усовершенствования, «включение» программ в образовательное пространство ДОУ.
Условием и средством эстетического развития является художественная деятельность детей, как стимулируемая педагогом, так и возникающая по инициативе детей. Творческо-художественная деятельность так же непосредственно связана с видами искусств: театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, в которых дети, овладевая языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации, передают характер, переживания, настроения персонажей. Словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, художественно-продуктивный труд, дизайн органически связаны с видами искусств. Самостоятельная художественная деятельность связана с занятиями, с обучением на них. Приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театра) создает возможность для актуализации у ребенка художественно-творческих способностей.
Занятия по ознакомлению с разными видами и жанрами искусства, в том числе и народного творчества должны быть неординарными, наполнены искренностью, открытостью чувств педагога. Эмоциональная восприимчивость детей должна поддерживаться в повседневной жизни, подбором различных средств, материалов в предметно-развивающей среде, активной позицией взрослого: совместно-раздельная дизайн-деятельность по преобразованию и декоративному оформлению интерьера (игрового, взрослого, детского).
Итак, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста реализуется через разнообразное содержание, средства, формы, программы. Взрослые создают педагогические условия для организации художественно- эстетической деятельности детей.