Наталья Логинова
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста дошкольном образовательном учреждении».
Логинова Н. Д. ,воспитатель
Кемеровская обл., Беловский р-он.
МБДОУ «Старопестеревский дет. сад.»
В последнее время возросло внимание к художественно-эстетическому развитию дошкольников, как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, всестороннего развития. Для гармоничного художественно-эстетического развития есть все предпосылки-трудовые и общественные отношения людей, окружающая природа, современный уклад жизни. Художественно-эстетическое воспитание детей происходит с раннего возраста, чтобы воспитать в них созерцателей, слушателей и активных творцов.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
С принятием ФГОС ДО дошкольное образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание деятельности по художественно-эстетическому развитию. Новая модель дошкольного образования основывается на организованном взаимодействии педагога и ребенка в ДОУ и семье.
Проблемой художественно-эстетического воспитания в разное время занимались такие специалисты, как Комарова Т. С., Тихеева Е., Сакулина М. П., и многие другие. Н. А. Ветлугина говорила: «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Что же дает детям художественно-эстетическое воспитание? Понятие художественно-эстетическое воспитание выражается в сформированности в ребенке художественно-эстетического отношения к действительности и активации его творческой деятельности. Художественно-эстетическое воспитание делает человека благороднее, формирует нравственные чувства, украшает жизнь, развивает самосознание и самопонимание, воспитывает эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Эстетическое воспитание учит гармонизировать свою деятельность, себя, свое отношение к другим людям.
Уровень эстетической воспитанности определяется в зависимости от условий жизни и воспитания и как правило не одинаков. Поэтому основная цель эстетического воспитания – чтобы в ребенке органически соединились наличие художественного вкуса, эстетического идеала, способность к любованию и воспроизведению, суждению и переживанию.
Для эффективного процесса художественно-эстетического развития дошкольников педагоги должны грамотно организовывать педагогическую работу, чтобы в разных видах деятельности показывать красоту окружающего мира, помочь увидеть и описать ее. Огромное значение играет организация развивающей предметно-пространственной среды – это наличие предметов искусства, понятных детям, художественная литература, музыка, театрализованная деятельность, а также организация быта, соразмерность и эстетичность.
Дети создают много интересных и оригинальных продуктов в виде рисунков, конструкций, и каждый для них открытие. Новизна открытий и продукта первая важная особенность детского творчества. Для создания продукта ребенку необходимы впечатления и эмоции, которые он получает в процессе наблюдений. Педагоги должны обращать внимание на взаимоотношения людей, их заботу друг о друге. Обращение к природе дает ни с чем не сравнимые эмоции. Особое место в художественно-эстетическом развитии детей занимает знание родного края и родной культуры. В знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери есть эпизод, когда Маленький принц спрашивает у Цветка: «Где же Люди?». И цветок ответил: «У них нет корней, их носит ветром…» (2). А что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с национальными традициями, семейными узами, которые дают нравственно – ценностные ориентиры. Человек без знаний своих корней лишен возможности осмыслить свое место в жизни.
Большое значение имеет привлечение к процессу художественно-эстетического воспитания родителей. П. П. Блонский говорил: «Нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей» (1). Вовлечение родителей в воспитание имеет закрепляющую роль. Интерес к творческим успехам детей является стимулятором дальнейшего развития.
Художественно-эстетическое развитие не может решаться отдельным мероприятием. Необходимо систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления, художественно-творческие способности, формировать эстетический вкус.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Научить детей чувствовать и понимать красоту – трудная задача, требующая организованной деятельности, грамотной развивающей предметно-пространственной среды. Реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие, педагоги, при активном участии родителей, обеспечивают становление личности, духовно богатой, нравственно чистой, имеющей истинные эстетические качества.
Библиография
1. Горшкова, Л. Воспитание детей совместными усилиями семьи и педагогов дополнительного образования. — Л. Горшкова // «Методист» : — № 8. — 2009. 36-38с.
2. А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Фрунзе, 1982
3. Поспелова, И. О. Нравственное воспитание личности через изобразительное искусство. // «Дополнительное образование и воспитание», № 5, 2010