Ольга Хохлова
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников
Опыт психолого-педагогической социализации дошкольников на примере ФГК ДОУ № 145
В период детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как ребенок адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на данной ступеньке.
Публикация «Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути.
Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.
С целью создания благоприятных условий для становления личности ребенка процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития.
В своей педагогической работе с детьми дошкольного возраста я сделала акцент на проблеме полоролевой социализации и специфике воспитания детей разного пола.
Полагаться на то, что мальчик вырастит настоящим мужчиной со всеми мужскими качествами, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не могут возникнуть сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое лучше начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Задачи полового воспитания направлены в основном на укрепление семьи. Ранние впечатления ребенка почти полностью связаны с семьей, и именно в ней определяется направление личностного развития. В нашей культуре именно родители, и особенно матери, находятся в теснейших взаимоотношениях с детьми.
Поэтому подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания личности. Важной проблемой является выявление роли сверстников в процессе полоролевой социализации, особенно в дошкольном возрасте.
Процесс полоролевой социализации дошкольников не ограничивается восприятием своего сходства с представителями того же пола, и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него входит формирование типичных для пола интересов. Особенно ярко эта разница проявляется в сюжетно-ролевых играх.
В своих наблюдениях я отметила, что дети старшего дошкольного возраста очень часто в игре предпочитают выбирать роли соответствующие их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек – роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т. е. профессии по которым преимущественно работают их родители.
Как показывают наблюдения и многие работы отечественных исследователей, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки же предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин. Эти различия отчетливо видно в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. При беседе с детьми я выявила, что многие мальчики считают, что девчоночьи игры, например, игры семейной тематики, «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру – «войнушку».
В дошкольном детстве начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.
Сказываются и половые предпочтения в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравую маршевую.
Мы все знаем, как дети обожают сказки, детские мультфильмы, но и мальчики выбирают, в свою очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги.
Так как наше дошкольное образовательное учреждение находится на территории военного городка, то в большей степени мы делаем уклон на нравственно-патриотическое развитие детей. Военная тематика преобладает в использовании большинства методов и приемов при социализации дошкольников.
Многие педагоги считают, что военные игры, для воспитания мальчиков, чаще всего вызывают агрессивность, жестокость, и не замечают, что эти игры носят героический характер, и это больше всего привлекает мальчиков к игре. Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями еще ему недоступно, а военная игра предоставляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным. В свое время принимались специальные постановления по запрещению военных игрушек, и дети заменяли ружье на палку.
В настоящее время многое изменилось. Наш детский сад производит закупки игрушек на военную тематику в большом количестве. На мой взгляд, прямое запрещение военных игр не дает позитивных воспитательных результатов: дети начинают обманывать воспитателя, например, убеждая его, что они играют не в войну, а в индейцев.
Военные игры при соответствующем руководстве взрослого могут стать важным средством социализации, воспитания основ мужественности: в них мальчики учатся смелости, выдержке умению преодолевать трудности.
В исследовании, при проведении сюжетно-ролевых игр, старшего дошкольного возраста выявилось, что мальчики, в большинстве случаев, называли роли военных, а девочки роль мамы. Это указывает на ориентировку мальчиков – общественные роли, а девочек – семейные роли.
Специальный разговор с мальчиками о военных играх, о том, почему они их любят, показал, что мальчики проявили большую заинтересованность в теме беседы и отвечали на вопросы очень эмоционально. Свою любовь к играм военной тематики они объясняли тем, что у них родители военнослужащие, любят стрелять и ловить бандитов.
Мальчики в своих ответах говорили, что когда вырастут, то обязательно будут «солдатами», «пограничниками», «полковниками», «командирами». А когда их спрашивали, играют ли они в войну с девочками, практически все мальчики ответили отрицательно. Многие выражали недоумение по этому вопросу: «Девочки же не умеют стрелять и быть солдатами».
Таким образом, проведенное исследование показало наличие существенных различий в игровых интересах мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.
При анализе ценностных ориентаций девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, мною использовалась методика «Волшебный цветок».
Весь эксперимент был построен так, что помогал дошкольнику, который активно действовал в нем, войти в сказочную ситуацию и принять инструкцию. Некоторые дети, проверив, что цветок действительно волшебный, даже спрашивали: «А это на самом деле волшебный цветок?», «А мои желания поправдошному сбудутся?».
Большинство детей очень серьезно воспринимали инструкцию и пунктуально выполняли ее: каждый раз, когда отрывали лепесток, повторяли стихотворное заклинание и поочередно высказывали все четыре пожелания. Причем, как правило, было видно, что ребенок думает, прежде чем сказать. Только одна девочка отказалась от третьего и четвертого пожелания. Я попыталась ее простимулировать, предложила ей чего-нибудь пожелать для папы и мамы, девочка хмуро ответила: «Ничего им не нужно, у них и так все есть». Как выяснилось позже, в этом ответе, выразилась обида девочки на родителей, которые в связи с рождением младшей дочери, стали уделять ей мало внимания.
Анализ содержания пожеланий детей старшего дошкольного возраста в исследовании, с применением методики «Волшебный цветок», сравнение особенностей желаний мальчиков и девочек показывают, что в наибольшей степени различия интересов детей разного пола выявились в бытовой сфере, а также в выборе игрушек. Первое можно объяснить, по всей вероятности, большей близостью девочек в семье, быту, чем мальчиков, а в дальнейшем большей приспособленностью женщины по сравнению с мужчиной к быту. У девочек также проявился больший, чем у мальчиков, интерес к сфере отношений и общения.
Главное в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также социализации дошкольников, умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек.