Светлана Светлана
Художественная литература как средство обогащения сюжетно — ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дети старшего дошкольного возраста вносят в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. Возникновение и развитие сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Изучением сюжетно-ролевой игры занимались Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Е. И. Щербакова и др. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Публикация «Художественная литература как средство обогащения сюжетно — ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова) отмечают, что сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию, тематике, отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Отсюда следует, что решение проблемы обогащения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста крайне актуально, необходимо использовать различное средства, в том числе художественную литературу.
Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Т. Алиева, Л. П. Стрелкова и др. рассматривали художественную литературу одним из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр. Литературное произведение сближает ребенка с его героями и активизирует сопереживание, они становятся образцами для подражания. С помощью чтения книг художественной литературы можно добиться сознательного отношения детей к выбору роли, устойчивого интереса к ней. Такое отношение к роли влияет на развитие творческого воображения ребенка.
Важно:
1) осуществить подбор произведений художественной литературы с разнообразными сюжетами, которые знакомят детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности;
2) обеспечить возникновение у детей эстетических переживаний, которые неизменно связаны с внешним действием героя литературного произведения;
3) осуществлять своевременное изменение предметно-игровой среды : создание тематических книжек, специально подобранных иллюстраций, кукол – героев произведений.
Для обогащения игр уделяется большое внимание предварительной работе, куда входит обязательное чтение книг художественной литературы. Беседуя с воспитателями мы выяснили, что они испытывают трудности при планировании, не всегда понимают значимость работы по обогащению сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Обогащение сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста может быть успешным при использовании художественной литературы, если осуществлять подбор произведений художественной литературы с разнообразными сюжетами, которые знакомят детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности; обеспечивать возникновение у детей эстетических переживаний, которые неизменно связаны с внешним действием героя литературного произведения, а также осуществлять своевременное изменение предметно-игровой среды, т. е. создавать тематические книжки, подбирать иллюстрации, кукол – героев произведений,