Оксана Мухина
«Морские приключения». Долгосрочный образовательный проект для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: Познакомить детей с основами морской тематики через игру, творчество и практические навыки.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики, познавательной активности, воображения и социальных навыков посредством знакомства с миром морских профессий, узлов, символов и традиций.
Основные этапы проекта:
I. Знакомство с узлами и их применением
Теоретическая часть: Рассказали о том, какие бывают узлы, зачем они нужны морякам, почему важно уметь правильно завязывать узлы.
Практика: Создание простых тренажёров для завязывания шнурков — игрушечные ботинки с большими отверстиями для шнурования. Провели игры: Соревнования «Кто быстрее завяжет бантик», эстафеты с использованием шнурков.
Итоговый продукт: Дети вместе создали большую декоративную картину из разных видов узлов, которую повешали в группе.
II. Знакомство с морскими узлами
Теоретическая часть: Познакомились с основными морскими узлами (простой узел, узелок «беседка», узел «грейпвайн»). Демонстрация проходила на примере игрушек или моделей.
Практическое занятие: Использовали игры с использованием морских узлов. Например, дети пытались связать две верёвочки между собой разными способами.
Совместная работа с родителями: Родители помогали детям создать дома самодельные шнурованные головоломки (из картона и нитей, а также научились делать простые поделки — узелковых кукол. Тренажёры: Плетение косичек из лент или пряжи.
Итоговый продукт: В конце этапа дети представили родителям созданные игрушки-головоломки.
III. Знакомство с профессией моряка и морскими терминами
Рассказ о профессии: Кто такие моряки? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать капитаном корабля?
Известные мореплаватели: Короткий рассказ о знаменитых путешественниках (Колумб, Магеллан). Посмотрели короткие мультфильмы на эту тему.
Новые слова: Объясняли термины — акватория, фарватер, буй, бакен, швартовка, причал. Демонстрировали модели или иллюстрации.
Провели игру «Маяк»: Дети по очереди играли роль сигнальной башни, передавая сигналы друг другу с помощью фонариков.
Поделки: Совместно создали модели якоря и спасательного круга из бумаги, пластилина.
Провели:
- закрепляющие игры:«На причале"
- викторину с вопросами про морские термины.
- задания на внимание: Найти предметы, связанные с морем, среди других вещей.
- математические задания: Счёт кораблей, выполнение заданий с цифрами и геометрическими фигурами.
Итоговый продукт: Выставка детских работ — корабли, якоря, спасательные круги.
IV. Штурвал и компас
Штурвал: Объясняется, как работает руль корабля, показывается модель или игрушечный штурвал.
Компас: Знакомство с компасом и сторонами света. Игра «Ищем стороны света»: дети ищут спрятанные сокровища, ориентируясь по компасу.
Творчество: Поделка-штурвал из картона или пластика. Можно использовать старые диски.
Игра на закрепление: «Право/лево». Дети двигались по указателям воспитателя, запоминая направления.
Пиратская игра: Эстафета «Найди клад» с использованием карты и подсказок.
Итоговый продукт: Коллективная картина-панно «Корабли в море».
V. Азбука сигналов: Семафоры и азбука Морзе
Азбука семафоров: Объяснение принципа работы семафорной сигнализации. Показ примера передачи сообщений с помощью флажков.
Азбука Морзе: Краткое знакомство с принципом кодирования букв звуковыми сигналами.
Практика: Игра «Передай сообщение». Дети передавали друг другу короткие фразы с помощью жестов или звуков.
Создание флажков: Дети делали флажки разного цвета и формы, которые использовали в играх.
Финальный продукт: Гирлянда из флажков, где каждый ребёнок создал один элемент с нарисованным символом.
VI. Занятия на развитие творческих способностей и взаимодействия с родителями
Оригами-курс: Дети совместно с педагогом учились складывать различные виды лодок (катамаран и парусники).
Макет корабля: Совместное изготовление бумажного кораблика с родителями, с добавлением элементы декора — парус и мачту.
Манекен-моряк: Родители смастерить костюм моряка для манекена "Моряк".
Завершающий праздник: Провели мероприятия с конкурсами, играми и выставкой всех созданных проектов.
Итоги проекта
Дети получили знания о мире моряков, научились основным узлам, познакомились с важными символами и терминами. Проект направлен на всестороннее развитие ребёнка через взаимодействие с окружающей средой, творческой деятельностью и игрой.
Такой проект помог развивать мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление и творческие способности, а также способствовал взаимодействию родителей и детей в процессе обучения.