Елена Борисова
Художественная культура как среда формирования личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что искусство оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета, отражая весь окружающий мир, искусство оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребенка, развитие потребности в общении и творческих способностей.
Публикация «Художественная культура как среда формирования личности ребенка» размещена в разделах
Все большее внимание представителей различных наук, а также педагогов – практиков привлекают не отдельные виды искусств, а художественная культура в целом, как сильнейший эмоциональный фактор, и как среда формирования личности ребенка. Полная художественная картина мира может быть воссоздана лишь при комплексном воздействии на человека различных видов искусств (музыки, живописи, литературы, театра).
В досуговых мероприятиях все эти виды искусства гармонично соединяются, что дает возможность творчески использовать их в художественно-эстетическом развитии детей, начиная с самых ранних этапов. Основные задачи художественно – эстетического развития детей младшего дошкольного возраста состоят в формировании их духовного мира путем приобщения к разным видам искусства, в пробуждении эмоционально – творческого начала и в привитии интереса и любви к искусству. Развитие художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент художественной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Исследования последних лет указывают на необходимость включения искусства в повседневную жизнь детей. Искусство должно отражать окружающий мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли. Оно должно проникать в жизнь детей через игры, танцы, изобразительную деятельность. Различные виды искусства в раннем возрасте должны стать одним из видов общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения или созерцания со стороны. По отношению к детям младшего дошкольного возраста досуговая деятельность является приоритетным направлением в организации их жизни, основой формирования общей культуры малышей. Она осуществляется через организацию отдыха, праздничных, досуговых мероприятий и т. д.
Развлечения представляют собой яркие события в повседневной жизни детей. Вызывая радостные эмоции, они одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Каждое развлечение должно доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить их, вызвать положительные эмоции, а также обогатить впечатления детей, пробудить творческую активность. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышают заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему что предлагается им в ходе развлечения.
Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей. Когда в развлечениях совместно участвуют взрослые и дети, роли распределяются в зависимости от сложности. Популярны среди такого рода развлечений дни рождения детей. Замысел развлечений может возникнуть и у детей. Источником его обычно бывают экскурсии, услышанные сказки, телепередачи, увиденные мультфильмы и т. д. Взрослые должны поддержать этот замысел, помочь его воплотить, придать ему интересную форму. Так, дети часто инсценируют различные песни. Здесь роль воспитателя состоит в том, что он разучивает с детьми песни, подбирает характерные элементы костюмов, уточняет движения пляски и организует показ этого «концертного» номера зрителям.
В целях художественно – эстетического развития детей и решения воспитательных задач развлечения регулярно намечаются в перспективном и календарном планах. В дошкольных учреждениях широко используются такие формы развлечений как концерты, драматизации, инсценирование сказок, кукольный и теневой театр, настольный плоскостной, театр игрушки и др. Так, слушание музыки в группе, организованное для детей в форме небольших концертов, позволяет осуществлять музыкальные воспитательно-образовательные задачи, содействует развитию у детей художественного вкуса, любви к музыке. Используя для концерта аудио или видеозапись, воспитатель имеет возможность познакомить детей с прекрасными образцами народной, классической музыки, представленной в исполнении лучших артистов. Слушая музыкальные произ- ведения, исполненные на различных инструментах, дети знакомятся с их тембровой окраской. Они слушают и сравнивают характер звучания симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
Помимо концертов, систематически планируемых в течение года, дети слушают музыку по своей инициативе – они просят послушать любимые произведения, а иногда инициатором прослушивания выступает воспитатель. Такие непринужденные минуты слушания музыки доставляют ребенку радость, и это необходимо всячески поощрять. Интересно проведение музыкально – литературных концертов, если в них принимают участие и дети, и взрослые. Эти концерты могут быть тематическими. Не меньший интерес вызывают у ребят концерты, программа которых составлена из отдельных произведений, не объединенных общей тематикой. На таких концертах дети исполняют знакомые им песни и стихи, чередуясь с выступлением взрослых. На свои концерты старшие дети часто приглашают гостей – малышей или сверстников из других групп.
Большую радость доставляют детям кукольный и теневой театр, настольный театр игрушек. Все эти виды театрализованных зрелищ интересны для детей, вызывают у них непосредственную активную реакцию, воспитывают добрые чувства, дают возможность самостоятельно выразить свое отношение к зрелищу в целом и к отдельным персонажам, вызывают желание подражать представлению – самостоятельно воспроизвести его с помощью игрушек, стимулируют творческую инициативу детей. Важнейшая роль в театрализованных представлениях принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств.
Театрализованные представления оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, его воображение, творческую инициативу, развитие музыкальности, обогащение словаря. Кроме того, они способствуют формированию навыка обращения с предметами, что особенно важно в воспитании дружбы, товарищества, проявляющихся во взаимопомощи детей, выполнении общего замысла, взаимопонимания, умения согласованно действовать.
Драматизация – наиболее любимая детьми форма игровой деятельности, предоставляющая большие возможности для развития их творческого воображения. Возникающие в повседневной жизни игры детей в «театр», «спектакль» заключают в своем содержании различные компоненты драматизации. в игре – драматизации дети обычно используют материал, разученный на занятиях. Поощряя эти игры, воспитателю следует обращать внимание на активность всех детей группы и обязательную смену их ролей. Целесообразно, чтобы разученная игра – драматизация повторялась неоднократно в течение некоторого времени. Это позволит всем детям выступить в качестве артистов и исполнителей разных ролей. Зрелищные развлечения, например, постановка сказок, спектаклей, требуют длительного времени на их подготовку. Педагог должен создать спокойную творческую обстановку. Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы.
Таким образом, развлечение – особая форма организации воспитательного воздействия на ребенка. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами театра, музыки, художественного слова, танца, изобразительного
искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность.