Хромова Ирина Ивановна
Профилактика дисграфий у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфий у дошкольников с нарушениями речи
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
2. Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т. е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.
3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Публикация «Профилактика дисграфий у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определё нных речевых и неречевых функций:
слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, двигательной зрелости, состояния памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Выделяют следующие виды дисграфий :
- артикуляторно-акустическая
- акустическая
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- аграмматическая
- оптическая
- кинетическая
Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребёнок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Атрикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
На письме это проявляется в заменах букв:
с-ш, з-ж, сь-щ;
л-р, ль-й;
ч-ц, ч-щ, ч-ть, ц-с, ц-т.
Предуреждение артикуляторно-акустической формы дисграфии состоит в исправлении нарушений произношения и качественной дифференциации поставленных звуков в дошкольном возрасте.
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Произношение звуков у детей этой группы, как правило, нормальное. При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок.
Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно выделить следующие замены и смешения букв на письме:
- звонкие-глухие согласные (Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш);
- лабиализованные гласные (О – У, Ё - Ю);
- соноры (Л, М, Н, Р, Й)
- свистящие-шипящие (С – Ш, З – Ж, СЬ - Щ);
- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющих их компонентов (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц –ТС).
Основными направлениями в предупреждении акустической дисграфии являются :
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- работа над каждым из смешиваемых звуков;
- произносительная и слуховая дифференциация смешиваемых звуков.
Как было подчеркнуто, при профилактике артикуляторно-акустической и акустической дисграфий ведётся работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц. Эта работа приобретает ещё большее значение с точки зрения профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез – это сложный психический процесс, в котором способность к анализу и синтезу развивается параллельно.
Языковой анализ и синтез предполагает :
- анализ речевого потока на предложения;
- анализ предложений на слова и синтез слов в предложения;
- слоговой анализ и синтез;
- фонематический анализ и синтез.
Анализируя письменные работы, мы наблюдаем нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.
1) на уровне предложений:
- отсутствие границ предложений в тексте
- слитное написание слов, особенно предлогов, с другими словами
2) на уровне слова:
- раздельное написание слова
- раздельное написание приставки и корня слова
2) на уровне слога:
- пропуск слогов
- перестановка слогов
- добавление слогов
3) на уровне фонем:
- пропуск согласных при стечении
- пропуск гласных
- перестановка букв
-добавление букв
Опираясь на исследования П. Я. Гальперина и Д. Б. Эльконина об этапах формирования умственных действий, необходимо учитывать, что формирование языкового анализа и синтеза происходит постепенно: с опорой на вспомогательные средства, в речевом плане, в умственном плане.
Развитие анализа структуры предложения.
1) Составить графическую схему прослушанного предложения из полосок бумаги.
2) Придумать предложение к данной схеме.
3) Прослушать предложение, по цифровому ряду определить количество слов.
4) Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
5) Составить предложение из данных слов.
6) Увеличить количество слов в предложении или уменьшить.
7) Начертить графическую схему предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. При овладении чтением значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего тем, что на начальных этапах ребёнок учится сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова.
Для закрепления действия слогового анализа и синтеза можно использовать следующие задания:
1) Восприятие движения нижней челюсти тыльной стороной ладони, так как гласный звук произносится с большим раскрытием рта (количество движений соответствует количеству гласных.
2) Отхлопать или отстучать слово по слогам.
3) Составление слоговой схемы слова, используя полоски бумаги.
4) Определить количество слогов по цифровому ряду. Предлагаются слова различной слоговой структуры.
5) Разложить картинки по количеству слогов.
6) Начертить слоговую схему слова
7). Игра «Угадай словечко» (представлена на моей странице МААМ)
Для предупреждения орфографических ошибок на письме полезны упражнения на выделение ударного слога в слове (ударной гласной. Прослушать слово, назвать ударную гласную (ударный звук произносится с интонированием).
1) Интонировать ударный гласный в слове (произносит ребёнок).
2) Составить слоговую схему слова, отметить ударение.
(составить предложение с каждым словом).
3) Игра «Телефон» (СА-са-са, са- СА – са).
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием спонтанно.
Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове, определение его места (начало, середина, конец).
Наконец самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Наиболее подробно остановимся на развитии сложного фонематического анализа и синтеза. При вычленении звука в начале, середине и конце слова предлагаются следующие задания
1) Определить место ударного гласного в односложных и двусложных словах – место звука «А» : аист, два, мак (гласные интонируются).
2) Определить место согласного звука в слове : нос, сад, маска,.
3) Разложить картинки на три группы (начало, середина, конец).
4) Подобрать слова со звуком в начале, середине или конце слова.
Для закрепления действий сложной формы звукового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:
1) Ребёнку предлагается картинка, под ней графическая схема, количество клеточек которой соответствует числу звуков. По мере выделения звуков, ученик заполняет схему.
2) Составление звуковой схемы слова (с помощью кружочков разного цвета)
3) Игра «Угадай словечко».
4) Раскладывание картинок в соответствии с данными звуковыми схемами.
9) Составление слов из букв слова.
10)Работа с деформированными словами.
11)Подобрать слово с определенным количеством звуков.
12)Разгадывание ребусов.
В последние годы среди воспитанников логопедических групп увеличилось количество детей с дизартрией, незрелостью высших психических функций, леворуких и псевдолеворуких детей, детей с амбидекстрией.
В связи с этим увеличился риск появления у детей оптической и кинетической дисграфии.
При оптической дисграфии чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, у-д-з, о-с, с-е, л-и, м-ш,
-наличием каких-либо дополнительных элементов (и-ц, ш-щ)
- зеркальное написание букв
Появление таких ошибок обусловлено специфическими нарушениями :
- зрительного восприятия
- недоразвитием зрительной памяти
-несформированностью пространственного восприятия и пространственных представлений (в том числе и у левшей)
- неточностью представлений о форме, величине, цвете
- трудностями оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения
- у левшей
Появление у учащихся кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено неточностью тонких движений руки и особенностями русской графики. И в печатном и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки.
Написав первый элемент, ребёнок не сумел далее тонко дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом. Неточность в изображении букв может выражаться в следующем :
- недописывании элементов букв (л-м, п-т, и-ш)
- ошибочном выборе последующего элемента (и-у, Г-Р, д-б)
- добавлении лишнего элемента (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо3).
Профилактика дисграфических нарушений по оптическому и кинетическому сходству.
Развитие и уточнение пространственных представлений.
1. Уточнение представлений о схеме тела. Перед занятием детям надеваются «резиночки» (маркеры) на левую руку.
- поднять свою главную руку (уточнить названия «левая», «правая»)
- соотнести части тела с правой (левой) рукой, назвать их (правая щека, левая нога)
- по инструкции показать (правую бровь, левый локоть)
2. Определение направлений в пространстве.
- вытянуть в сторону правую (левую) руку. Перечислить предметы, находящиеся справа (слева)
-повернуть голову влево, вправо
- наклонить голову к правому (левому) плечу
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в колонне, назвать стоящего впереди (сзади)
- стоя в шеренге, назвать стоящего слева (справа)
- сидя за столом, определить его правый и левый край
- определить место соседа по отношению к себе («Петя справа от меня»)
-знакомство со схемой тела стоящего напротив (лицом или спиной к детям)
- определить левый (правый) карман у брюк
- на предметный картинках (положить куклу справа от машины, но слева от ёлки)
- на цифровом ряду (назовите первое число справа, первое число слева. 4. Графическое воспроизведение направлений
- показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, справа налево, слева направо, снизу вверх
Развитие и уточнение временных представлений.
Уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста, наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.
1. Сутки (четыре времени суток)
- рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия : вечером,
утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже.
2. Неделя
- назвать пять дней подряд без дат и дней недели:
? -? - сегодня -? - ?
(вчера, завтра, позавчера, послезавтра)
- запомнить по порядку названия дней недели
3. Времена года
- Отгадать загадки, ответив на вопрос : «Когда это бывает?»
4. Месяцы
- запомнить названия месяцев по временам года
- сказка В. И. Даля «Старик годовик»
5. Возраст и роли в семье
- сопоставить понятия: дед-отец-сын-брат, бабушка-мать-дочь-сестра
- составить рассказ о семье
В дальнейшем навык определения временной последовательности звуковых комплексов у детей будет развиваться и закрепляться в заданиях по звуковому анализу слов.
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины.
- назвать контурные изображения предметов
- перечёркнутые контурные изображения
- наложенные друг на друга
- найти букву среди ряда других букв
- определить буквы, расположенные неправильно
- добавить недостающий элемент
- выделить буквы наложенные друг на друга
Развитие зрительной памяти.
- игра «Чего на стало?»(на предметных картинках, цифрах, буквах)
- игра «Что изменилось?»
Развитие зрительного анализа.
- найти фигуру (букву) в ряду сходных
- срисовать фигуру (букву) по образцу
- сложить картинку (букву)из разрезанных частей
- показать правильно изображённую картинку (букву) среди правильно и зеркально изображённых
- реконструировать букву, изменяя пространственное изображение элементов букв
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи : морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с ОНР.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:
1) в искажении морфологической структуры слова:
- замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула»,
- изменении падежных окончаний («много деревов»);
- нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
- изменении падежа местоимений (около него — «около ним»);
-числа существительных («дети бежит»);
- нарушении согласования («бела дом»);
2) нарушение синтаксического оформления речи :
- трудности конструирования сложных предложений;
- пропуск членов предложения;
- нарушении последовательности слов в предложении.
При устранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе:
- уточнение структуры предложения,
- развитие функции словоизменения и словообразования,
- работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строится по следующему плану:
1. Двусоставные предложения.
2. Распространённые предложения из 3-4 слов.
Рекомендуются следующие виды заданий с использованием гра-фической схемы:
- подбор предложений по данной графической схеме;
- самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы,
При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.
Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.
Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется в устной речи.
Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.
При устранении аграмматической дисграфии важное место занимает словарная работа. Необходима специальная работа по систематизации словаря, определению более прочных смысловых связей между словами.