Наталья Кутенко
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Храм — Божий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
по духовно - нравственному воспитанию
«Храм – Божий дом».
Воспитатель : Кутенко Н. А 2021
Цель: продолжать знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Задачи:
Образовательные:
*Повторить закрепить знания детей о дне творения.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию „Храм — Божий дом“» размещена в разделах
*Дать представление о храме как о Божьем доме.
*Учить внимательно, слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
*Познакомить детей с православными традициями жизни кА крадостью жизни христиан. Рассказать о храме как о доме Божием.
*Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого создания и сохранения его красоты, добра.
Развивающее:
*Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
*Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).
*Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитательные :
*Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье.
*Воспитывать старательность, усидчивость.
Материал для занятия : Картина с изображением храма, комплект иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», строительные материалы, проект-чертёж, панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, формы для аппликации, клей, салфетки, кисти, подставки для кисточек.
Интеграция образовательных областей: познание коммуникация, духовная культура, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество.
Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в жизни людей, разучивание подвижной игры. экскурсия в ближайший храм (дети вместе с родителями, рассматривание внутреннего убранства храма. Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».
Методические приё мы: словесная игра, составление картины из готовых форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения, совет.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
(Дети входят в группу и становятся возле доски).
Воспитатель.
-Ребята, у нас сегодня очень необычное путешествие по необычной книге. Я совсем запуталась. Помогите мне пожалуйста. О чем пойдет речьвы догадаетесь, если отгадаете загадки:
1 Мама, папа и братишка,
Кошка Мурка, даже мышка
Все живем под одной крышей
Лучше уголка не сыщешь.
И тепло, уютно в нем
Ну конечно это –
(Дом)
2. Этот дом - не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
Помолиться в этот дом
Ходят в трепете святом.
По утрам и вечерам.
Это православный (храм).
Воспитатель :
-Ребята, для чего нужен дом (Дом нужен для того чтобы жить в нём. Собираться за праздничным столом. Иметь возможность укрыться от холода, жары или дождя).
-А для чего нужен храм (Храм нужен для того, чтобы прийти и помолиться Богу).
-Как вы думаете, кто построил дом, а кто храм (Дом и храм строили строители).
.Воспитатель :
Ребята, как в старину, так и сейчас строительство храмов доверяют самым искусным мастерам, их называют «зодчие».
Воспитатель :
-Что нужно строителям, чтобы приступить к работе?
(Проект – чертеж, строительная площадка, строительный материал, машины и оборудование).
Игра «Построй дом и храм».
Воспитатель : (Разделимся на две бригады. Первая бригада – строители, они будут строить дом. Вторая бригада – зодчие, они будут строить храм. Чертеж у нас есть (показ). Строительная площадка тоже (показ). А вот строительный материал для дома и для храма. Надо постараться не перепутать и выбрать нужный. Самостоятельная работа детей под музыку).
Воспитатель :
- Ну вот мы и построили дом и храм. Но чего- то не хватает в наших постройках (В наших постройках нет украшений).
-Для чего украшают здания (Здания украшают для того, чтобы они были красивыми и разными, непохожими друг на друга).
-Хотите украсить постройки по своему замыслу так, как бы вам хотелось?
(Конечно хотим украсить свои постройки). (Дети занимаются отделкой фасадов).
-Как же называют строителей храмов? (Строителей храмов называют зодчие).
Воспитатель :
Красиво получилось? Давайте расскажем стихи о доме и о храме.
1. Вот построили мы дом
Хорошо, уютно в нем
Потрудились мы на славу
Думаю, что будут рады
Здесь хозяева пожить
И детей своих растить.
Будут все молиться Богу
Не забудут в храм дорогу.
2. А мы создали этот храм
На радость, православным
Чтоб было где и им и нам
Задуматься о главном.
Чтоб люди помнили всегда
О всех страданиях Христа
Чтоб чувствовали сожаленье
И радовались Воскресенью!
(Звучит «Колокольный перезвон»)
Воспитатель :
Ребята, оба дома – и дом семейный и Дом Божий очень нужны людям и важны, как для тела, так и для души.
Физкультминутка.
Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.
Дети строят новый храм
Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо - влево
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо – Руки вверх - вниз
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы
Он покрасит новый храм. «Красят»плавные движенияруками вправо-влево
Воспитатель :
- Как еще по- другому называют храм? (Храм по другому называют - церковь).
Церковь - это особый дом, посвященный Богу. В ней пребывает благодать -дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей.
Храм – это дом Божий, дом молитвы.
Когда-то давно храм называли книгой для тех, кто не умел читать. Любойчеловек, посмотрев на изображения Библейских историй, сразу могпонять, о чем рассказывает дом Божий. Сейчас мы с вами попробуем точно также «почитать»…и познакомимся с тем, что мы видим в нашем Храме.
Начнем мы с загадки:
Столик высокий, крышка с наклоном
Чтобы удобней было иконам
Из металла витой
Как называется он?.
(Аналой)
(Показ картинки)
Воспитатель :
Правильно, аналой. Это место для главной иконы храма.
- Рядом с Аналоем стоит подсвечник, для чего он нужен? (Что бы ставитьсвечи и благодарить Бога за все, что он посылает или обращаться спросьбами).
Воспитатель :
А сейчас мы познакомимся с вами с самой важной частью храма.
Перед вами иконостас.
(Показ картинки)
Иконостас – такое обозначение рая с изображениями святых и ангелов, которыенезримо присутствуют в Храме и молят Бога за людей.
-Расскажите, кого выздесь видите (Мы видим святые лики и ангелов).
- За иконостасом находится самое святое и самое таинственное место в Храме– алтарь. В алтарь могут заходить только священнослужители, мужчины,участвующие в службе. Чтобы войти в Алтарь нужно пройти через Царские врата.
Ребёнок
Ах, какая красота -
Эти Царские врата!
В них невидимо, как встарь,
Сам Христос идет в алтарь!
Воспитатель :
Через Царские врата к нам незримо выходит Сам Иисус Христос, поэтому людикланяются, когда они открываются и закрываются.
Алтарь немного напоминает пещеру, где родился Иисус Христос, а еще Алтарьсравнивают с Царством Небесным, где находится Бог, Святые, Богородица,ангелы и все хорошие люди.
Посреди алтаря находится Престол: четырехугольный стол.
На престоле невидимо присутствует Сам Господь. К престолу прикасаются ицелуют его только священники.
Ребёнок
На престоле находятся: Св. Евангелие,Напрестольный крест, Семисвечник и другие священные предметы. Они всеочень красиво украшены.
Св. Евангелие священник читает на службе, крестомблагословляет всех молящихся в храме.
Воспитатель :
Священный светильник, посмотрите, он стоит посередине алтаря -это такойподсвечник, на котором горят семь свечей, поэтому он так и называется
– семисвечник.
(Показ картинки)
Ребёнок
За Престолом семь лампад
Очень празднично горят.
Видно, каждая лампада
Здесь гореть бывает рада.
Воспитатель :
- Ребята, кто служит в Храме? (Священник. Священник знает всё о храме иумеет правильно обращаться к Богу с молитвами о людях.)
Во время службы священник выходит с кадилом. В кадиле уголек и ладан.
-Вспомните, что волхвы принесли в подарок младенцу Христу? (Волхвы принесли в подарок младенцу Христу ладан).
(Показ картинки)
Ладан – этосмола дерева. От ладана идет дым с приятным запахом – он обозначаетневидимое присутствие Благодати Бога. Священник кадит икону, потом людей,а люди наклоняют голову и невидимый голубок – Святой Дух садится на нее.
Во время литургии священник выносит Святую Чашу, в которой содержится. Святая частичка. Священник причащает людей и люди причащаясь,становятсялучше и добрей.
Воспитатель :
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы поняли то, о чем мыговорили.
Дидактическая игра «В храме и около него».
(Всем детям предлагается выбрать по одной небольшой карточке сизображением различных частей православного храма, предметов церковногоубранства и церковной утвари: свечи, лампадка, купол, изображение креста,колокольни, иконостаса, семисвечника, паникадила и др.
В процессе игры детям дается команда собраться в две группы: одна группакак бы «около храма», другая группа детей – «в храме», в зависимости оттого, изображение какого предмета или части здания имеется у него накарточке. Ориентирами для сбора групп могут две крупные карточки: одна – сполным изображением храма, другая – с общим внутренним видом храма.
Выигрывает та группа, которая соберется быстрее. При этом, каждая группа выкладывает своё изображение.)
Игра «Что лишнее (Дети выбирают нужные детали для аппликации «Храм – дом Божий»
Самостоятельная работа детей над панно «Храм – дом Божий».
(Дети садятся за столики с выбранными деталями и выполняют аппликацию).
Воспитатель :
-Молодцы ребята. У вас получились очень красивые храмы. Давайте сделаем выставку наших работ для родителей.
Рефлексия
-Чем отличается храм от дома (В храме по другому расположены комнаты. Не во все комнаты можно заходить в храме. В храме вместо крыши купола и кресты. Есть колокольня, где расположены и звонят колокола).
-Отличается ли храм внутренним убранством от дома? (Храм очень отличается внутренним убранством от дома. В доме ставят мебель, а в храме, Божьем доме специальная мебель, подсвечники, много икон, иконостас, алтарь ит. д.).
-Что есть внутри дома (Внутри дома есть кровати, диваны, полки, шторы, ковры, книги, иконы, посуда и т. д.)
- Что есть внутри храма (В храме есть алтарь, аналой, иконостас, царские врата, подсвечники, распятье, лампады, иконы)
Воспитатель :
Храм в вечернем свете фонарей
Словно солнце в летний час заката.
Я, перекрестившись у дверей,
За порог ступаю виновато.
Плачет о грехах моя душа
Сокрушенно просит о прощеньи.
К ликам ставлю свечи не спеша
Взоры их полны любви свеченья.
Но и строгости они полны
К нашей нерадивости и лени,
К обнаженью скорби и вины,
К быстро тленности людских стремлений.
Мы несовершенства чувств земных
Постигаем с лёгкостью небрежной,
А прозрев и устыдившись их,
Познаём унынья неизбежность.
И опять грешим, грешим, грешим.
Завистью, гордыней, не смиреньем,
Каемся, и тяготы души
В храм несём в надежде очищенья.