Хохлова Зоя Михайловна
Логопедическое занятие «Путешествие в космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Хохлова Зоя Михайловна
Логопедическое занятие по теме «Путешествие в космос»
(автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях)
Форма занятия : индивидуальная
Возраст детей: 6 лет
Речевой статус детей: 1 человек – ОНР III уровень речевого развития, парез лицевого нерва.
Время занятия : 20 минут
Место проведения: логопедический кабинет.
Образовательные области:
Публикация «Логопедическое занятие „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Темочки
1. приоритетная - «Речевое развитие»
2. в интеграции – «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:
• закрепление артикуляции и изолированное произнесение звука [Р];
• закрепление правильного произнесения звука[Р] в слогах, слова, предложениях;
• совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе);
• расширять и обобщать словарный запас детей по лексической теме «Космос».
2. Коррекционно– развивающие:
• развитие кинестетической основы артикуляционных движений;
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой и мимической моторики;
• развитие речеслуховой памяти, внимания, мышления;
• развитие пространственных представлений.
3. Коррекционно – воспитательные:
• формирование положительной мотивации к деятельности;
• прививать интерес к художественному слову, интонационной выразительности речи.
Оборудование:
• плакат: лабиринт для глаз;
• наборы картинок «Четвертый лишний»; «Что без чего».
• игрушка – инопланетянин;
• компьютер для презентации слайдов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй, Ваня! Сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня из детского сада отправимся в путешествие.
А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
Повернись к монитору компьютера и посмотри, что это?
Демонстрируется слайд с изображением ракеты. Вместе с ребенком рассматривают ракету…
Какой первый звук в слове ракета?
2. Характеристика звука [р], уточнение правильной артикуляции.
Давай дадим характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
Согласный или гласный? Как ты догадалась, что звук [Р] согласный? ( когда мы произносим согласные звуки у нас во рту есть преграда: зубы и язык, а при произношении гланых звуков преграды нет, язычку ничего не мешает).
Звук [Р] твердый или мягкий? Как ты определила. (при произношение твердого звука [Р] язык поднимается к небу немножко, а при произношении мягкого звука сильнее и приближается к нему средней своей частью. Проходсквозь который проходит воздух при произнесении мягкого звука уже, чем при произнесении твердого).
Какой еще звук [Р]? (при произношении звука [Р] руку прикладываем к горлышку и ощущаем как оно дрожит – и еще дрожит язычок). Значит звук дрожащий.
И еще звук [Р] звонкий или глухой? (у всех согласных звуков есть пары, а у звука [Р] пары нет, этот звук всегда звонкий).
Ракета волшебная и она взлетит в том случае, если мы с тобой будем правильно произносить этот звук.
3. Артикуляционная гимнастика
Подготовку к полету начнем с артикуляционной гимнастики. Повернись к монитору компьютера и посмотри.
«Лошадка»
Напомни как будем выполнять это упражнение? (рот широко открыт, язык медленно щелкает). Теперь давай повернемся к зеркалу и выполним это упражнение.
«Грибок»
Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.
«Гармошка»
Рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы растянуты в улыбку.
«Маляр»
Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад
«Барабан»
Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в верхние зубы (д-д-д).
Молодец! К полету готовы!
4. Изолированное произнесение звука [Р]
Ваня, изобрази работу мотора ракеты.
Теперь изобразим, как он работает: тихо, громко, очень громко.
5. Произношение звука в слогах и словах.
А для того, чтобы ракета взлетела, нужно произнести волшебные слоги.
Слушай и повторяй за мной.
РА-РА-РА
РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ
ОР-ОР-ОР
УР-УР-УР
ИР-ИР-ИР
ЁР-ЁР-ЁР
ОР-УР-ИР-ЁР
А теперь – взлетаем! Повернись к монитору компьютера.
Ракета на слайде «взлетает»
Ракета взлетает, давай посмотрим в иллюминатор!
На мониторе картинки с изображением дороги, парка, озера, острова.
Что ты видишь в иллюминаторе? (парк, озеро, дорога, остров).
Молодец!
6. Пальчиковая гимнастика «Космос»
Сейчас давай сделаем пальчиковую гимнастику «Космос». Повторяй за мной.
Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (Пальцы обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук
Поднимает руки в вышину, (Поднимаем руки вверх)
Видит желтую луну. (Показываем круг)
Молодец!
Взлетаем еще выше.
Мы прилетели на Луну! Повернись к монитору компьютера.
Слайды с изображением Луны
Демонстрация игрушки - инопланетянина
Посмотри, вот хозяин планеты – инопланетянин.
Давай с ним поздороваемся.
Здравствуй инопланетянин!
А как еще можно поздороваться с инопланетянином? Что мы можем ему сказать вместо слова «здравствуй»?
Привет!
Слова за инопланетянина говорит логопед
Инопланетянин:Здавствуйте! Ад вас видеть! Злой волшебник укал у меня звук.
Трудно понять, что он хотел сказать? Как ты думаешь, что сказал инопланетянин, какой звук украл злой волшебник?
Как ты думаешь, как можно помочь?
Может быть, нужно похвалить волшебника, назвать его добрыми, хорошими словами со звуком [р] (хороший, добрый, радостный, красивый, очаровательный).
Инопланетянин:Уррра!Я могу пррроизносить слова со звуком «р»! Хорошо, благодарю вас!
Молодец! Ты так порадовал волшебника, что он вернул инопланетянину звук [Р].
7. Игра «Что без чего?»
Инопланетянин принес тебе новую игру. Давай в нее поиграем. Игра называется «Что без чего?»
Я тебе сейчас покажу, как в нее играть.
Посмотри внимательно, назови, что изображено на картинке и выбери недостающую, подходящую часть из предложенных.
Посмотри – это куртка. Куртка без чего? Куртка без капюшона (прикладываем недостающую часть).
А теперь ты.
Молодец!
Ребенок прикладывает недостающие детали к картинам
8. Разминка для глаз
А теперь отдохнем и сделаем разминку для глаз. Давай встанем и подойдем к плакату. Проведи взглядом от бабочки к цветку. А теперь от цветка к бабочке.
Молодец!
9. Игра «Что лишнее»
А у нас на столе лежит письмо от жителей планеты Луна. Они приготовили нам задание – наборы картинок, но в каждом наборе есть лишняя картинка. Ты сначала посмотри, назови каждый предмет, скажи, что здесь лишнее и объясни почему?
Молодец! Ты справился с заданием. Давай попрощаемся с инопланетянином, ему уже пора домой.
До свиданья инопланетянин! А как мы можем еще попрощаться с ним? Что можем сказать?
Пока!
10. Игра «Поймай звук»
В нашей звездной галактике есть еще много планет. Повернись к монитору компьютера и посмотри. Пока мы летели на Луну мы пролетели несколько планет. Я буду называть планеты, а ты внимательно слушай. Если в названии планеты есть звук [Р], хлопай в
ладоши, если нет – топай: Марс, Венера, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Земля.
Молодец!
11. Итог
Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в детский сад.
На экране появляется слайд с изображением планеты Земля.
Мы оказались на Земле, в детском саду!
Понравилось тебе сегодняшнее наше занятие? Где мы сегодня были? Чем занимались? Что тебе понравилось больше всего? Что было для тебя самым сложным на занятии?
Ты молодец! Наше занятие окончено.