Татьяна Саранцева
«Эмоциональная поддержка детей в игровой, познавательно — исследовательской и творческой деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 января 2014 года вступил в силу “Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования”. В нем впервые на законодательном уровне одной из основных задач выдвигается “охрана и укрепление эмоционального благополучия детей”.
Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека.
Публикация «„Эмоциональная поддержка детей в игровой, познавательно — исследовательской и творческой деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.
Эмоциональная поддержка детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности воспитателя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, "обесчувствованию" людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.
Что делается в нашей группе для эмоциональной поддержки детей?
• Во время утреннего приема используем прием «радостная встреча», разрешаем приносить в группу любимую игрушку.
• В группе организован «Уголок уединения», где ребенок может остаться один, подумать, что ему хочется, что для этого нужно, почему у него плохое настроение.
• Также продумана «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться по группе.
• Вместе с дефектологом группы стараемся всегда занять детей, даем задания в соответствии с требованиями плана работы, между воспитанниками равномерно распределяем поручения.
• Применяю ежедневно в своей работе релаксацию - упражнения направленные на снятие напряжения и подготовке к занятию, физкультминутки во время организованной образовательной деятельности, упражнения с пальчиками – направленные на развитие мелкой моторики.
• В нашей группе организован «Уголок настроения», где каждое утро дети выбирают цветок, соответствующий настроению ребенка и вешают его к своей фотографии. При этом мы все вместе обсуждаем, почему у ребенка то или иное настроение, что этому способствовало, как его исправить, дети предлагают свои варианты.
• Существует в группе традиции: начало дня у «Домика дней недели», традиционные досуговые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников, создание совместных альбомов с фотографиями и рисунками воспитанников: «Наши добрые дела» «Четыре времени года» (о Луге в разное время года) «Мы растем здоровыми, умными, красивыми» «Как мы проводим выходные дни дома».
• Также есть у нас «Копилка добрых дел» - куда мы складываем фишки: красного цвета - за добрый поступок и синего – за плохой поступок. В конце недели подводим итог прошедшей недели.
• Есть у нас в группе «Коврик злости», который помогает, детям избавится от гнева. Ребенок заходит на него и вытирает ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• Во время проведения занятий, досуговых мероприятий, утренников всегда стараемся мотивировать детей на поддержку друг друга, взаимопомощь, на то, что у них все получиться.
Конечно, при всем при этом не стоит забывать о роли личностных качеств педагога. Всегда стараюсь доброжелательно улыбаться, кивну или покачаю головой, взглядом, мимикой, совместным выполнением сложных для ребенка заданий, выслушаю, посочувствую, поддержу, посмеюсь вместе с детьми – все это способствует созданию общего позитивного микроклимата в группе.
Поэтому общаясь с детьми, воспитатель всегда должен помнить:
• Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.
• Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.
• Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
• Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми.
Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И наша с вами задача создать такой микроклимат в группе, при котором каждый воспитанник, пребывая в дошкольном учреждении, испытывал благоприятное состояние.