Светлана Дворник
Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В структуре начальных ключевых компетентностей могут быть представлены:
- начальная здоровьесберегающая компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Данный вид компетентности связан со способностью ребенка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это задачи:
- соблюдения личной гигиены, культуры питания;
- определения и поддержания состояния здоровья, физической культуры;
- соблюдения правил безопасного поведения в быту, в разных видах деятельности, в разных ситуация (на улице, на природе, в общественных местах;
Публикация «Характеристика ведущих положений концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- начальная личностно-социальная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом. Это задачи:
- оформления соответствующего возрастным возможностям образа-Я, самопознания, самооценки;
- начальной ориентации в общечеловеческих ценностях Добра, Красоты, Истины;
- проявления ценностного эмоционально-оценочного отношения к миру (интересов, склонностей, предпочтений, выражения собственного мнения, позиции;
- саморегуляции, самоконтроля поведения, действий и поступков и их последствий для окружающих;
- ориентации и проявления интереса к социуму (семья, сверстники, взрослые, люди в стране и в мире) и культуре;
- соблюдения и использования культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми;
- адекватного проявления сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости;
- организации совместной деятельности, сотрудничества;
- начальная учебно-познавательная компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования на основе развития основных познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Включает задачи:
- познавательной деятельности (устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять перенос в новые условия, действовать самостоятельно и творчески, экспериментировать, моделировать, реализовывать замысел);
- ориентации в окружающем мире;
- использования доступных средств познания и получения информации;
- проявления познавательного интереса и активности, любознательности, стремления овладеть новыми источниками информации;
- элементарной учебной деятельности (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата).
Выделение в начальных ключевых компетентностях здровьесберегающей, социально-личностной и учебно-познавательной сфер отражает понимание целостности процессов развития и образования ребенка старшего дошкольного возраста. Именно становлению начальных ключевых компетентностей должно быть отведено ведущее место в образовании детей.
Начальные специальные («допредметные») компетентности. Начальные допредметные компетентности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется набором учебных предметов. В структуре начальных специальных компетентностей ориентировочно можно выделить:
- начальную речевую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения, словарного богатства родного языка; с элементарным филологическим анализом речи; подготовкой к чтению и освоению письменной речи;
- начальную литературную компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием, анализом и интерпретацией соответствующих возрастным возможностям литературных текстов;
- начальную математическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с выделением изменений, связей и зависимостей групп предметов, чисел, величин; воссозданием геометрических фигур и силуэтов; проявлением творчества в интеллектуальных и развивающих играх;
- начальную экологическую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи гуманного взаимодействия с природой на основе системы экологических представлений, умений и отношений;
- начальную художественную компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с художественным восприятием и интерпретацией произведений искусства разных видов и жанров и творчеством в различных видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной).
Таким образом, становление начальных ключевых и начальных специальных (допредметных) компетентностей можно рассматривать как условие естественного, безстрессового перехода на ступень начального общего образования.
2. Становление начальных компетентностей ребенка старшего дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.
Субъектные проявления старшего дошкольника связаны с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. Они выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
Позиция субъекта деятельности, становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир.
Возможности целостного развития ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта разных видов деятельности и поведения определяются:
- формирующимся в дошкольном возрасте типом отношения к миру или мотивационно-потребностной сферой ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение Я и Другого Я происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения.
- уникальной природой ребенка дошкольного возраста, которая может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольник — это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
Субъектные проявления имеют эмоциональную и деятельностную направленность и выражаются:
- в интересе к деятельности;
- в избирательном отношении к разным видам деятельности;
- в инициативности и желании заниматься тем или иным видов деятельности;
- в самостоятельности выбора и осуществления деятельности;
- в творческом характере способов действий и продуктов деятельности.
Таким образом, позиция субъекта деятельности и поведения является системообразующим условием и показателем становления того или иного вида оформляющихся компетентностей ребенка.