Надежда Михайленко
Классификация методов и средств обучения
Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Наиболее обоснованные классификации методов обучения :
Публикация «Классификация методов и средств обучения» размещена в разделах
- Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Выделяются следующие методы : практический (опыт,упражнение, наглядный (иллюстрация, словесный (беседа, лекция, работа с книгой (чтение, изложение, видеометод (просмотр, обучение).
- Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы : приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.
- Классификация методов по типу познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Общий признак: тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, напряженности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
- Классификация методов обучения по дидактическим целям. Две группы методов : методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
- Классификация, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. Выделяются три группы методов обучения : методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учеников. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает содержание образования и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Когда же выбор методов и средств оказывается стандартным в любых условиях, независимо от специфики решаемых задач, то эффективность обучения оказывается ниже ожидаемой.
Характеристика методов обучения.
Метод
Суть
Условия применения
Рассказ
Монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Основная функция: обучающая.
При рассказе учитель должен: пользоваться простым и доступным языком, иметь четкую логику изложения, подкреплять другими методами обучения (иллюстрация, обсуждение, учитывать место и время проведения, а также возраст и возможности учащихся.
Беседа
С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к применению уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Основная функция: побуждающая.
Педагог должен: определить тему беседы, подобрать наглядные пособия, подготовить вопросы (краткие, четкие, содержательные, продумать методику организации и проведения беседы, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, поддерживать контакт с учениками.
Демонстрация
Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; надо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумать пояснения при демонстрации явлений; привлекать самих учеников к нахождению нужной
информации в наглядном пособии.
Иллюстрация
Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт и т. п.
Лабораторный метод
Учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.
Необходимо: наличие лабораторного оборудования, тщательная подготовка преподавателей и учащихся.
Метод
Суть
Условия применения
Практический метод
Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений (применение теории на практике, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Необходимо формировать у учащихся привычку тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Методы работы с книгой
Конспектирование – краткая запись содержания прочитанного; составление плана текста; тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного;цитирование – дословная выдержка из текста;аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование – краткий отзыв с выражением своего отношения о прочитанном.
Факторы, определяющие эффективность данного метода :
умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изученном материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.
Упражнение
Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
Необходимо: сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых упражнение должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.