Приложение МААМ

Классификация методов и средств обучения

Надежда Михайленко
Классификация методов и средств обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наиболее обоснованные классификации методов обучения :

Публикация «Классификация методов и средств обучения» размещена в разделах

- Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Выделяются следующие методы : практический (опыт,упражнение, наглядный (иллюстрация, словесный (беседа, лекция, работа с книгой (чтение, изложение, видеометод (просмотр, обучение).

- Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы : приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

- Классификация методов по типу познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Общий признак: тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, напряженности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

- Классификация методов обучения по дидактическим целям. Две группы методов : методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

- Классификация, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. Выделяются три группы методов обучения : методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учеников. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает содержание образования и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Когда же выбор методов и средств оказывается стандартным в любых условиях, независимо от специфики решаемых задач, то эффективность обучения оказывается ниже ожидаемой.

Характеристика методов обучения.

Метод

Суть

Условия применения

Рассказ

Монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Основная функция: обучающая.

При рассказе учитель должен: пользоваться простым и доступным языком, иметь четкую логику изложения, подкреплять другими методами обучения (иллюстрация, обсуждение, учитывать место и время проведения, а также возраст и возможности учащихся.

Беседа

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к применению уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Основная функция: побуждающая.

Педагог должен: определить тему беседы, подобрать наглядные пособия, подготовить вопросы (краткие, четкие, содержательные, продумать методику организации и проведения беседы, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, поддерживать контакт с учениками.

Демонстрация

Наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет; надо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумать пояснения при демонстрации явлений; привлекать самих учеников к нахождению нужной

информации в наглядном пособии.

Иллюстрация

Предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт и т. п.

Лабораторный метод

Учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Необходимо: наличие лабораторного оборудования, тщательная подготовка преподавателей и учащихся.

Метод

Суть

Условия применения

Практический метод

Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений (применение теории на практике, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Необходимо формировать у учащихся привычку тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Методы работы с книгой

Конспектирование – краткая запись содержания прочитанного; составление плана текста; тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного;цитирование – дословная выдержка из текста;аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование – краткий отзыв с выражением своего отношения о прочитанном.

Факторы, определяющие эффективность данного метода :

умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изученном материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

Упражнение

Планомерное организованное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Необходимо: сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых упражнение должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие с использованием активных и интерактивных методов обучения «Поможем снеговику» Видео Попова Ирина "Зимние истории" Технология активного обучения Занятие по формированию звукопроизношения и подготовке к овладению элементами.

Формирование навыков устного счета путем применения интерактивных форм и методов обучения Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо.

Презентация к уроку технологии «Классификация сплавов» В списке важнейших для людей материалов металлы занимают одно из первых мест. Все металлы делятся на две группы: черные и цветные. Металлы.

Конспект занятия с использованием мнемотехники и методов активного обучения «Солнечные мячики» Конспект занятия с использованием мнемотехники и методов активного обучения «СОЛНЕЧНЫЕ МЯЧИКИ» Подготовительная к школе группа Программное.

Метoды и средства обучения, их классификация и характеристика Процесс обучения – это соц. процесс, кот. зародился с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс.

Проект «Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» Использование методов проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Выполнила: воспитатель Маслова Наталья Юрьевна.

Презентация проекта «Классификация детского экспериментирования» Достоинства метода экспериментирования: способствует формированию интегративных качеств:любознательный, активный; эмоционально отзывчивый;.

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания» Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания». Воспитатель Арутюнян Н. Н. МБДОУ №14 Смоленская обл.

Эффективность методов и приемов обучения детей основным видам движения на физкультурных занятиях Сообщение к педсовету на тему: Эффективность методов и приемов обучения детей основным видам движения на физкультурных занят Одним из приобретений.

Конспект занятия «Классификация понятий» Цель: формировать мотивацию к познанию. Задачи: - Закреплять умение преобразовывать одни фигуры в другие. -Развивать умение выделять логическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классификация методов и средств обучения
Опубликовано: 22 марта 2018 в 19:21
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классификация методов и средств обучения» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Михайленко (УИ 1508675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД