Ирина Мацыгина
Проект по ознакомлению с книжной культурой «Путешествие по сказкам В. Сутеева»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие по сказкам В. Сутеева»
(проект по ознакомлению с книжной культурой)
Вид проекта: литературный, социально-коммуникативный, творческий.
Сроки проведения и место проведения:1 месяц, группа №9 «Фантазеры».
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель проекта: познакомить детей с творчеством художника, писателя, мультипликатора В. Сутеева, развивать работу по литературному воспитанию детей на примере книг В. Сутеева
Объект исследования: творчество В. Сутеева.
Публикация «Проект по ознакомлению с книжной культурой „Путешествие по сказкам В, Сутеева“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сутеев В.Г.
- Сутеев В.Г. Проекты
- Темочки
Предмет исследования: сказки В. Сутеева
Задачи проекта:
Образовательные:
• Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, познакомить с иллюстрациями, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует.
• Формировать художественное восприятие, умение в речи, в рисовании передавать восприятие, графические образы животных.
Развивающие:
• Расширять кругозор детей путём ознакомления со сказками В. Сутеева.
• Развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, использовать в высказываниях образные слова и выражения.
• Совершенствовать умение отвечать на вопросы о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство сопереживания, дружеские взаимоотношения.
• Воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать книги и узнавать новое.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Актуальность проекта:
• Все дети любят книги с картинками.
• Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами.
• Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Проблема:
• Недостаточное внимание родителей и детей к книге.
• Поверхностное знание родителей о творчестве выдающегося писателя, иллюстратора, мультипликатора, режиссера-постановщика Владимира Сутеева, на книгах которого воспитывались предыдущие поколения.
Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства
Предполагаемые результаты:
дети знают сказки В. Сутеева, могут определить название сказки и рассказать ее содержание с помощью врослого;
повысился уровень самостоятельности, творческой инициативности, умения планировать свои действия; укрепилась уверенность в своих силах;
созданы необходимые условия для продуктивной деятельности, для развития познавательной активности.
Презентация проекта: создание книги с иллюстрациями В. Сутеева и рисунками детей
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
1. Подбор произведений В. Сутеева для работы над проектом.
2. Разработка темы образовательной деятельности, бесед.
3. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
4. Подготовка настольных, подвижных игр для детей соответствующих теме проекта.
5. Анкетирование родителей по литературному воспитанию детей
6. Организация выставки книг В. Сутеева с помощью родителей.
Основной:
1. Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, отгадывание загадок.
2. Занятия по художественному творчеству по произведениям В. Г. Сутеева.
3. Драматизация сказки.
4. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Заключительный: создание книги по сказкам В. Сутеева
Реализация проекта
На начальном этапе воспитателями группы было проведено анкетирование родителей по литературному воспитанию детей. Результаты анкет, а также заинтересованность детей во время чтения произведений В. Сутеева стали «отправной точкой» начала проекта. Педагогами были подобраны произведения В. Сутеева соответствующие возрастным особенностям детей 3-4 лет. С помощью родителей в группе была организована выставка книг писателя.
Для дальнейшей работы над проектом были составлены конспекты НОД, подобраны различные виды игр и упражнений, сопутствующие реализации проекта.
Основной этап - непосредственная реализация проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Знакомство с биографией и творчеством В. Г. Сутеева.
«Кораблик» Экспериментальная деятельность «Плавает – тонет»
Цель: Показать свойства предметов при взаимодействии их с водой.
«Что это за птица?» Настольная игра «Забавные животные»
Цель: развитие внимания детей, формирование у детей знаний о частях тела и их названия.
«Яблоко» НОД «Один – много»
Цель: упражнять в сопоставлении групп отдельных предметов; учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: поровну, много, мало, один.
Речевое развитие:
«Кто сказал мяу?» Дид. игра «Кто как говорит?»
Цель: обратить особое внимание детей на то, что все животные общаются между собой по-разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку при помощи слуха.
«Под грибом» Драматизация сказки
Цель: создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре.
«Цыплёнок и утёнок» Дид. игра «Сравни картинки», Цель: формировать развитие у детей мышление, логику, грамматический строй речи, связную речь.
Прослушивание аудио записей и просматривание видео сказок В. Сутеева.
Чтение сказок «Яблоко», «Терем-теремок», «Мешок яблок», «Кто сказал «мяу?», и т. д.
Художественно – эстетическое развитие.
«Разные колёса» Поделка из бросового материала «Тележка для медведя»
Цель: учить детей из бросового материала создавать поделки
«Петух и краски» НОД на тему: «Петух и краски»
Цель: закрепить восприятие цвета и названия основных цветов
«Цыплёнок и утёнок» Аппликация из салфеток «Цыпленок и утенок»
Цель: закрепить умение отрывать и скатывать небольшие кусочки бумаги, наклеивать их на готовую форму.
«Под грибом» Лепка «Гриб»
Цель: продолжить формировать навыки лепки: скатывания, сплющивания, раскатывания, соединения деталей.
Прослушивание песенок: «Рыжая кошка», «В чём секрет».
Выставка рисунков по сказкам В. Г. Сутеева
Физическое развитие.
«Мешок яблок» Игровые упражнения:«Кто больше соберет яблок в саду», «Кто самый быстрый», «Палочка – выручалочка»
ОРУ с палкой.
Упражнения по развитию основных движений:
пройди по дорожке;
перепрыгни через ручей;
весёлый поезд;
перешагни камушки на дорожке.
Социально – коммуникативное развитие:
«Раз, два, дружно!» Беседа о помощи друг другу
Цель: формирование у детей чувства сострадания, сопереживания, желания помочь попавшему в беду.
«Мешок яблок» Сюжетно – ролевая игра «Поможем зайчику приготовить обед»
Работа с родителями.
1. Оформление папки передвижки "Путешествие по сказкам В. Сутеева".
2. Домашнее чтение сказок В. Сутеева.
3. Просмотр мультфильмов по сказкам В. Сутеева.
4. Рисование любимых героев для выставки рисунков: "Герои сказок В. Сутеева".
5. Пополнение книгами В. Сутеева книжного уголка.
Заключение
В результате проектной деятельности у воспитанников повысился интерес к творчеству В. Г. Сутеева. Развились нравственные качества: сострадание, сопереживание, взаимопомощь, доброта.
В самостоятельной и совместной с педагогами деятельности воспитанники с интересом принимали участие в драматизации знакомых литературных произведений. Воспитанники научились пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок, определять и называть произведение по отрывку, отгадывать загадки. Дети анализировали явления, события и поступки литературных героев, передавали свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (лепка, аппликация, игры).
Взаимодействие педагогов с родителями способствовало: формированию коммуникабельности, сплочению коллектива, получению положительных эмоций, желанию участников проекта активно участвовать в совместной деятельности.