Елена Федорова
Характеристика речевого развития детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика речевого развития детей 2-3 лет.
Произносительная сторона речи.
Правильно и четко произносят звуки «А», «У», «И», «О», согласные «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «В», «Ф», «К», «Г», «Х», иногда заменяют звук «Х» звуком «К» («сакар», смягченно произносят звуки «Т» и «Д» (там- «тям», дай -«дяй»). Твердые согласные к 3 годам произносят, как правило, все дети. Звук «Ц» отсутствует или заменяется звуками «ТЬ» или «С» («тьветок», «светок»). Некоторые дети начинают правильно произносить звук «ЛЬ», но часто заменяют им звуки «Л», «РЬ», «Р» («лека», «либа», «люка», вместо река, рыба, рука). При стечении 2-3 согласных иногда выпадают те звуки, которые дети произносят в простых сочетаниях. Характерен укороченный слабый выдох. Многие дети говорят очень громко, не умеют говорить шепотом, когда это нужно (спит мама, бабушка, в детском саду дети). К 3 годам произносительная сторона речи у некоторых детей еще недостаточно сформирована. Многие из них не произносят сонорные звуки «Л»-«ЛЬ», «Р»-«РЬ», шипящие «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», свистящие «Ц», «З»-ЗЬ», «С»-«СЬ», поэтому речь еще недостаточно четкая. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.
Публикация «Характеристика речевого развития детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
Словарь
Различают пассивный и активный словарь ребенка, которые количественно не совпадают. Пассивный словарь гораздо больше, о чем свидетельствует понимание вопросов взрослого: где на картинке зайка, петушок, белочка, грибок? (Ребенок может показать, но не называет эти предметы.) Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В словаре преобладают существительные – предметы, которые окружают дома, на улице, в детском саду. Начинает малыш пользоваться глаголами (спать, гулять, лает, плавает и. т. д., местоимениями (я, мы, ты, предлогами (в, на, под, прилагательными (большой, маленький, называет некоторые цвета (красный, желтый и др.).
Связная и грамматически правильная речь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
В грамматическом плане речь несовершенна. Многие дети не согласуют существительное с прилагательным («большой яблоко», допускают ошибки в роде существительных («куда пошел мама?»). Связная речь. Ребенок начинает понимать речь взрослого, воспринимать небольшие рассказы по картинкам, сказки, стихи. Отвечать на несложные вопросы: что делает собачка? (Собачка лает.) Начинает осваивать диалогические формы речи, может договаривать фразы из знакомых сказок, строчки стихотворений. Доступно отгадывание простых загадок, если в их тексте есть звукоподражательные слова