Лучший педагог года

Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте

Юлия Колесникова
Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте

«Межличностное взаимодействие» в дошкольном возрасте можно рассматривать с разных сторон: с одной стороны, это «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и нескольких человек». В результате этого взаимодействия изменяется деятельность детей, их поведение и их отношения.

Публикация «Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Период дошкольного детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Взаимодействие ребенка со взрослым в раннем возрасте представлено в виде ухода за ребенком – кормлении, гигиене, прогулках и заботе о нем. В процессе общения с ребенком происходит заложение основ межличностного взаимодействия не только со взрослым, но с окружающими сверстниками. Поэтому одним из важных факторов, оказывающим влияние на межличностное взаимодействие выступают отношения между родителем и ребенком.

В возрасте шести месяцев общение ребенка со взрослым меняется: появляется «обменивающий способ общения», когда ребенок показывает, что он хочет принимать участие во взаимодействии.

В раннем детстве на проявление интереса ребенка к взаимодействию со взрослом влияет предметная деятельность. Интерес к окружающим его предметам приводит к тому, что ребенок обращается ко взрослым, что приводит к усвоению и совершенствованию, ранее усвоенных им, невербальных (мимики, улыбки, жестов) и вербальных средств общения.

К трем годам речь взрослого будет полноправно воздействовать на ребенка, побуждая его действиям, прекращая ее. Ребенок начинает проявлять свои волевые качества.

В трехлетнем возрасте взаимодействия со сверстниками преобразуется в игру, которые основаны на эмоциях и подражании. Игра имеет ситуативный характер, она кратковременная, нестабильна и спонтанна.

К четырем годам взрослый переставлен быть предпочитаемым партнером для игры. До конца дошкольного периода детства взрослый остается основным источником информации, норм и правил поведения, но в этом возрасте общение с другим ребенком становится наиболее интересно.

Для этого общения характерно : разнообразие коммуникативных действий, эмоциональность, нестандартность решений, инициативность деятельности. В ходе этого общения появляются такие формы поведения, как выражение обиды, притворство, не желание отвечать ребенку и т. д. Эмоциональная насыщенность, следующая отличающая сторона общения со сверстниками. В отличие от взаимодействия со взрослыми, детское общение более раскрепощенно и эмоционально. До конца дошкольного возраста общение со сверстниками более раскрепощённое, непредсказуемо, в отличие от общения со взрослыми. Во взаимодействии с ними ребенок придерживает определённых норм и правил.

Далее рассмотрим этапы развития общения в дошкольном возрасте :

Первый этап: сверстник становится «партнером по эмоционально-практическому взаимодействию», основанное на подражании.

Второй этап: «ситуативно-деловое сотрудничество» с другим ребенком. Они уже не просто выполняют действия рядом, а распределяют роли, учитываются потребности сверстников. Взаимодействие определяет содержание деятельности.

Третий этап: внеситуативное общение, когда возникают игровые предпочтения, содержание общение перестает зависеть от действий или игрушек.

Поэтому, именно в дошкольном возрасте закладываются основы межличностного детского взаимодействия.

Условия, необходимые для формирования межличностного взаимодействия :

- проявление в процессе совместной деятельности конфликтов по поводу интересов или действий, например, при распределении ролей и т. д. ;

- процесс переживания ситуаций конфликта (усвоение и применение ранее усвоенных в ходе конфликта норм поведения во взаимоотношениях со сверсниками). В младшем и среднем дошкольном возрасте конфликты детей имеют ситуативный характер, по времени непродолжительны, поскольку в этом возрасте еще нет статусных отношений.

В пяти-шестилетнем возрасте дошкольники при выстраивании межличностного взаимодействия с детьми преимущество отдаются тем дошкольникам, у которых сформированы игровые умения, они неконфликтны. Процесс взаимодействия со сверстниками влияет на формирование у детей гуманных чувств: эмпатии, доброты, отзывчивости и др.

А ребята, которые не умеют играть и не умеют взаимодействовать с другими детьми в игре, будут отвергнуты другими игроками. Чаще всего это неуверенные в себе, медлительные дети, у которых на почве потребности в коллективной игре и негативным отношением к нему со стороны других детей может произойти конфликт, следствием которого будет возникновение неуверенности.

Таким образом, дошкольный период детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Межличностное взаимодействие со сверстниками формируется активно в дошкольный период детства, и оказывает влияние на личностное развитие ребенка. Взаимодействие со сверстниками отличается от взаимодействия со взрослыми. Межличностное взаимодействие со сверстниками в ходе развития проходит стадии от подражания к внеситуативному общению.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие воображения в дошкольном возрасте Известный психолог В. В. Давыдов полагал, что воображение – это возможность ребенка видеть целое раньше частей. Приведем пример. Мальчик.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте
Опубликовано: 4 августа 2023 в 15:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД