Юлия Колесникова
Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте
«Межличностное взаимодействие» в дошкольном возрасте можно рассматривать с разных сторон: с одной стороны, это «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и нескольких человек». В результате этого взаимодействия изменяется деятельность детей, их поведение и их отношения.
Публикация «Характеристика развития межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Период дошкольного детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Взаимодействие ребенка со взрослым в раннем возрасте представлено в виде ухода за ребенком – кормлении, гигиене, прогулках и заботе о нем. В процессе общения с ребенком происходит заложение основ межличностного взаимодействия не только со взрослым, но с окружающими сверстниками. Поэтому одним из важных факторов, оказывающим влияние на межличностное взаимодействие выступают отношения между родителем и ребенком.
В возрасте шести месяцев общение ребенка со взрослым меняется: появляется «обменивающий способ общения», когда ребенок показывает, что он хочет принимать участие во взаимодействии.
В раннем детстве на проявление интереса ребенка к взаимодействию со взрослом влияет предметная деятельность. Интерес к окружающим его предметам приводит к тому, что ребенок обращается ко взрослым, что приводит к усвоению и совершенствованию, ранее усвоенных им, невербальных (мимики, улыбки, жестов) и вербальных средств общения.
К трем годам речь взрослого будет полноправно воздействовать на ребенка, побуждая его действиям, прекращая ее. Ребенок начинает проявлять свои волевые качества.
В трехлетнем возрасте взаимодействия со сверстниками преобразуется в игру, которые основаны на эмоциях и подражании. Игра имеет ситуативный характер, она кратковременная, нестабильна и спонтанна.
К четырем годам взрослый переставлен быть предпочитаемым партнером для игры. До конца дошкольного периода детства взрослый остается основным источником информации, норм и правил поведения, но в этом возрасте общение с другим ребенком становится наиболее интересно.
Для этого общения характерно : разнообразие коммуникативных действий, эмоциональность, нестандартность решений, инициативность деятельности. В ходе этого общения появляются такие формы поведения, как выражение обиды, притворство, не желание отвечать ребенку и т. д. Эмоциональная насыщенность, следующая отличающая сторона общения со сверстниками. В отличие от взаимодействия со взрослыми, детское общение более раскрепощенно и эмоционально. До конца дошкольного возраста общение со сверстниками более раскрепощённое, непредсказуемо, в отличие от общения со взрослыми. Во взаимодействии с ними ребенок придерживает определённых норм и правил.
Далее рассмотрим этапы развития общения в дошкольном возрасте :
Первый этап: сверстник становится «партнером по эмоционально-практическому взаимодействию», основанное на подражании.
Второй этап: «ситуативно-деловое сотрудничество» с другим ребенком. Они уже не просто выполняют действия рядом, а распределяют роли, учитываются потребности сверстников. Взаимодействие определяет содержание деятельности.
Третий этап: внеситуативное общение, когда возникают игровые предпочтения, содержание общение перестает зависеть от действий или игрушек.
Поэтому, именно в дошкольном возрасте закладываются основы межличностного детского взаимодействия.
Условия, необходимые для формирования межличностного взаимодействия :
- проявление в процессе совместной деятельности конфликтов по поводу интересов или действий, например, при распределении ролей и т. д. ;
- процесс переживания ситуаций конфликта (усвоение и применение ранее усвоенных в ходе конфликта норм поведения во взаимоотношениях со сверсниками). В младшем и среднем дошкольном возрасте конфликты детей имеют ситуативный характер, по времени непродолжительны, поскольку в этом возрасте еще нет статусных отношений.
В пяти-шестилетнем возрасте дошкольники при выстраивании межличностного взаимодействия с детьми преимущество отдаются тем дошкольникам, у которых сформированы игровые умения, они неконфликтны. Процесс взаимодействия со сверстниками влияет на формирование у детей гуманных чувств: эмпатии, доброты, отзывчивости и др.
А ребята, которые не умеют играть и не умеют взаимодействовать с другими детьми в игре, будут отвергнуты другими игроками. Чаще всего это неуверенные в себе, медлительные дети, у которых на почве потребности в коллективной игре и негативным отношением к нему со стороны других детей может произойти конфликт, следствием которого будет возникновение неуверенности.
Таким образом, дошкольный период детства является первой ступенью развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Межличностное взаимодействие со сверстниками формируется активно в дошкольный период детства, и оказывает влияние на личностное развитие ребенка. Взаимодействие со сверстниками отличается от взаимодействия со взрослыми. Межличностное взаимодействие со сверстниками в ходе развития проходит стадии от подражания к внеситуативному общению.