Людмила Алексеева
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжель»
«Сказочная Гжель»
для детей старшей группы
Цель: Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками и кистями. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Материал: макет тарелки из бумаги, гуашь: синяя, кисти, баночки для воды, клеенка на каждого ребенка, салфетки на каждого ребенка.
Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, музыкальная физкультминутка, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, чтение стихотворения, коллективный просмотр презентации «Сказочная Гжель», анализ работ воспитателем и детьми.
Предварительная работа: Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель», рассматривание предметов, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, чашки, сувениры и т. д., рассматривание картинок из наглядно-дидактического пособия «Мир в картинках «Гжель».
Зрительный ряд: использование ИКТ (показ слайдов презентации «Сказочная Гжель»)
Ход занятия.
Гжель — это изделия из керамики или фарфора высокого качества, расписанные особым образом: синей краской по безупречно белому фону. Это исконно русский народный промысел, получивший название от одноименной деревни.
Название деревня получила от слова «жгель», что означало «обжечь» или «жечь» — привычного термина из лексикона гончаров.
В середине XVII столетия на берегу речки Гжелка в старинном селе Гжель, располагавшемся в 60 км от Москвы, жили и трудились древние мастера гончарного дела. Они добывали глину, на которую была очень богата их местность, и делали из неё : кирпичи, черепицу, изразцы, гончарные трубы, детские игрушки и посуду.
Историческим фактом является то, что удивительно качественная глина из Гжельского месторождения была оценена русским царём Алексеем Михайловичем. Он издал указ, предписывающий использовать глину из этого месторождения для изготовления аптекарской и алхимической посуды.
Гончарное дело стремительно развивалось. Со временем, так называемый «Гжельский куст» включал в себя уже 27 деревень. К 1812 году посуду производили 25 заводов и множество частных кустарных производств.
Организационный момент.
Воспитатель: Дети давайте встанем в кружок и возьмемся за руки.
Встанем с вами вместе в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон доставил нам в детский сад посылку. А кто же нам ее прислал? (Ответы детей) А вы хотите узнать, что в ней?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Ой, ребята, здесь игрушки и посуда народных умельцев. А каких народных мастеров эти изделия?
Ответы детей: Барышня – игрушка дымковских мастеров, доска – изделие городецких мастеров, солонка – изделие мастеров хохломы, сувенир «Тигренок» - гжельская роспись.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды презентации)
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Ответы детей: Да!
Беседа по сказке.
Воспитатель: О каком промысле эта сказка? Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Ответы детей: Сказка о промысле Гжель. Изделия мастера изготавливают из белой глины.
Воспитатель: Какую краску используют мастера в гжельской росписи? Ответы детей: синюю краску
Воспитатель: Каким узором украшают мастера свои изделия? (показ демонстрационных изображений элементов Гжели)
Ответы детей: широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька.
Воспитатель: Какие изделия делали мастера из глины?
Ответы детей: посуда, различные фигурки
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе вторая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник. (поменять руку, одна рука на поясе вторая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (одна рука на поясе, другая скользит вдоль туловища, наклон вбок)
Очень хрупкие, бедняжки. (одна рука на поясе, другая скользит вдоль туловища, наклон вбок, в другую сторону)
Вот фарфоровые блюдца, (покружиться, руки на поясе.)
Только стукни - разобьются. (пружинки влево, вправо)
Вот серебряные ложки, (поочередно выставить руки перед собой)
Вот большой, большой поднос (поднять руки над головой, сделав круг)
Он посуду нам принес. (Опустить руки на уровне груди, вытянув вперед, затем руки на пояс).
Воспитатель: Дорогие ребята, а сейчас пройдите на свои места, где у вас лежат белые тарелочки, давайте представим, что мы мастера и мастерицы Гжели и распишем эти тарелочки сказочной гжельской росписью.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.
Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итоги нашего занятия. Давайте сейчас все вместе еще раз посмотрим на чудесные тарелочки, которые вы расписали.