Марина Колпаносова
Долгосрочный групповой проект для детей 4–5 лет с ЗПР «Волшебные пальчики»
▼ Скачать +Заказ
Авторы:
Колпаносова М. В, воспитатель
Дюжева Т. Н, воспитатель
Цель: Развитие и совершенствование мелкой моторики рук в коррекционной работе с детьми 4-5 лет, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
Изучить педагогическую литературу по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
Разработать перспективный план мероприятий по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
Подобрать методические пособия для проведения комплекса мероприятий с учетом требований реализуемой программы и индивидуальных особенностей ребенка.
Публикация «Долгосрочный групповой проект для детей 4–5 лет с ЗПР „Волшебные пальчики“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Подобрать картотеку пальчиковых игр, дидактические, настольные игры по развитию мелкой моторики рук.
Разработать комплекс мероприятий по взаимодействию родителей и группы ДОУ в процессе развития мелкой моторики дошкольников.
Создать комфортные условия для развития мелкой моторики рук дошкольников в коррекционной работе.
Проблема: Почему необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Как способствовать повышению уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет? Как привлечь родителей к решению проблемы?
Срок реализации проекта : январь-май 2014г.
Ожидаемые результаты проекта :
У воспитанников:
Повышение уровня развития мелкой моторики и координации пальцев рук дошкольников.
Повышение уровня развития психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания.
У родителей:
Повышение уровня компетенции, информированности родителей воспитанников в вопросах развития мелкой моторики рук.
У педагогов:
Улучшение качества взаимодействия с родителями воспитанников, вовлечение их в образовательный процесс.
Актуальность
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития. О. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук : «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.
Именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. Так на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.
Поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту.
Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют не состоятельными в элементарных действиях, это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Вот почему родителям и воспитателю нужно следить за развитием мелкой моторики.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие и психические процессы ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Работа по реализации проекта разделена на 4 этапа.
На 1 этапе:
была изучена методическая литература по развитию мелкой моторики у дошкольников и выявлены основные принципы построения работы:
Составлен перспективно – тематический план мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук дошкольников и повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики. (Приложение)
Подобраны и разработаны методические пособия и материалы по проблеме:
На 2 этапе, диагностическом, был изучен уровень развития мелкой моторики рук детей, а так же выявлен уровень компетенции родителей в вопросах по данной проблеме.
Для диагностики уровня развития мелкой моторики рук у дошкольников использовали диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича.
Результаты мониторинга приведены в диаграмме. (Диаграмма)
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с низким уровнем развития мелкой моторики рук 100% воспитанников.
Так же методом анкетирования был проведен мониторинг сформированности уровня компетенции родителей по развитию мелкой моторики.
Цель анкетирования:
1. Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика».
2. Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал. (Анкета)
Таким образом, результаты анкетирования показали, что в основном родители осведомлены о том, что такое «Мелкая моторика» и как ее развивать у детей. Но с некоторыми родителями необходимо провести просветительскую работу по данному вопросу: консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений.
В ходе реализации 3 этапа были проведены мероприятия с воспитанниками и родителями, согласно перспективным планам.
Мероприятия, направленные на привлечение родителей к развитию мелкой моторики детей были реализованы согласно плану работы.
На 4 этапе, заключительном, были подведены итоги реализации проекта, оценена эффективность работы по данной теме.
Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, мы добились определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Результаты итоговой диагностики приведены в сравнительной диаграмме:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес к различным играм с кубиками, конструктором, пирамидкой, мозаикой, бусами, счетными палочками и т. д., с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, познакомились с различными видами игр, упражнений, пособий по развитию мелкой моторики.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа педагогами по развитию мелкой моторики детей, а также по взаимодействию с родителями, направленная на повышение их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, позволила добиться положительных результатов.
Используемая литература и интернет – ресурсы:
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
3. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008.
4. «Формирование мелкой моторики рук» С. Е. Большакова, г. Москва «Сфера» 2005 год
5. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова, ИД «Карапуз» 2005 год
6. «Гимнастика для пальчиков» Е. Н. Косинова ОЛМА- ПРЕСС – 2002 год
7.«Развиваем пальчики» Брозауская Л. Г., Игры для развития мелкой моторики ИД «Метера» 2008 год
8. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.
9. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
10. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
11. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
12. https://nsportal.ru/
13. http//logoportal.ru
14. https://dohcolonoc.ru/
15. https://detsad-kitty.ru/