АНЖЕЛА ЛУЗГИНА
Краткосрочный групповой познавательный проект с детьми раннего возраста «Играем с цветом и формой»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В возрасте от 2-х до 3-х продолжается сензитивный период в ознакомлении ребёнка с окружающим миром. Возросшая активность проявляется в ещё большей самостоятельности, в желании создавать что- то своими руками. Расширяется ориентировка детей в окружающем мире. Интенсивно развиваются воображение и наглядно- образное мышление. Возрастает способность к сравнению и обобщению.
Наиболее актуальным предметом стимулирующем познавательную активность является дидактический материал. Посредством, которого у детей развиваются сенсорные представления (форма, цвет предметов).
Публикация «Краткосрочный групповой познавательный проект с детьми раннего возраста „Играем с цветом и формой“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Опыт работы показал, что практически все дети в возрасте с 2-х до 3-х, хорошо запоминают, находят и называют геометрические формы - круг, квадрат, но затрудняются назвать треугольник (чаще крыша). Четыре основных цвета дети находят, сопоставляют, но называют неправильно. В связи с этой проблемой был разработан проект.
Цель проекта: закрепить знания детей об основных цветах, формах предметов, через разные виды детской деятельности. Развивать знания о сенсорных эталонах, внимание, восприятие, память, речь.
Задачи:
Развития:
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья
детей.
• Развитие познавательных способностей.
• Развитие творческого воображения.
• Развитие творческого мышления.
• Развитие коммуникативных навыков.
Обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместному экспериментированию;
Исследовательской деятельности:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
• (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной
• ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок исследовательской
• деятельности (практические опыты).
Срок реализации проекта: 19-24 марта.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: групповой (краткосрочный).
Тип проекта: познавательный.
Предполагаемые результаты проекта:
1. Узнают и различают формы (круг, квадрат, треугольник, шар, призма, кубик) по внешнему виду.
2. Находят и называют четыре основных цвета в предметах разных форм.
3. В игровой деятельности подбирают и называют цвет, форму по образцу, в сравнении, по показу воспитателя.
4. Рассматривают сюжетную картину «Дети играют в кубики», отвечают на вопросы по её содержанию.
5. Принимают участие в рассматривании строительного материала в сравнении.
6. Проявляют эмоциональную отзывчивость на сказку о разных цветах, отвечают на вопросы по тексту.
7. Определяют при помощи эксперимента (тонет - плавает) тяжёлый и лёгкий шарик.
8. Учатся эмоционально откликаться на просьбу героя о помощи отражать полученные впечатления в таких видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.
9. Умеют в изо деятельности передавать кругообразные формы.
10. Умеют раскатывать из пластилина при помощи прямых движений палочки, соединять их в кольцо (колечко для пирамидки)
11. Обогатился и активизировался словарь: круглый, квадратный, треугольник, призма, шар, тонет, плавает, резиновый, деревянный.
1этап
Просмотр вместе с детьми презентации «Цвет, форма». После просмотра детям предлагается найти в групповой комнате предметы четырёх основных цветов, разной формы. Воспитатель обращает внимание детей на то что таких предметов в комнате очень много. Ставит задачу: вы хотите узнать какой формы строительный материал? Какой формы шарик, мячик, какого они цвета, какой шарик легче резиновый или деревянный? Ответы на все эти вопросы дети получат в результате реализации проекта.
Ознакомление родителей с проектом (объявление в приёмной, индивидуальная беседа с каждым родителем).
Родителям предлагается принять активное участие в проекте (играть с детьми дома с дидактическим и строительным материалом, закрепить название форм, четырёх основных цветов).
Изготовить дидактическую игру по теме.
Развитие речи
«Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики»
ЗАДАЧИ: Формировать умение внимательно слушать и наблюдать, понимать сюжет картины, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящих из 3-4 слов; уточнить представление детей о значении прилагательных «длинный», «короткий»; активизировать в речи детей слова- названия геометрических форм; формировать способность детей к диалогической речи
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: беседа по картине, вопросы.
2. Наглядные: рассматривание и сравнение строительного материала, рассматривание картины.
3. Игровые: сюрпризный момент, обыгрывание картины.
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
«Чтение сказки В. Сутеева «Нераскрашенный петух»»
ЗАДАЧИ: Познакомить с содержанием сказки В. Сутеева «Нераскрашенный петух», формировать умение называть основные цвета; отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя иллюстрации совершенствовать память и внимание. Закрепить умение правильно держать кисть, аккуратно пользоваться красками.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: загадка, чтение произведения, вопросы по содержанию сказки.
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Игровые: сюрпризный момент, разукрашивание петуха детьми - красками.
Сенсорное развитие «Подарки для матрёшки»
ЗАДАЧИ: Закрепить умение узнавать и называть основные цвета.
Формировать умение называть и различать геометрические фигуры- круг, квадрат. Развивать внимание, умение работать с дидактическим материалом. Воспитывать выдержку, умение ждать, выслушивать ответы других детей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: проблемная ситуация, вопросы по геометрическим фигурам, матрёшкам, цветам подарков.
2. Наглядные: рассматривание геометрических фигур, матрёшек.
3. Игровые: поездка на автобусе, билетики в форме геометрических фигур, обыгрывание матрёшек, подарков для них.
Ознакомление с окружающим «Тонут не тонут-плавают»
ЗАДАЧИ: Познакомить детей со свойствами резиновых шариков, камней - удерживаться и тонуть на воде. Закрепить название формы шариков – круглая.
Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. Воспитывать положительное отношение к персонажу.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: загадка, вопросы,
2. Наглядные: рассматривание игрушки-утки, рассматривание резиновых шариков и камней.
3. Игровые: сюрпризный момент, обыгрывание потешки, игрушек.
Конструирование «Построй такую же башенку как на картинке»
ЗАДАЧИ:Формировать умение создавать несложные конструкции, находить в них сходство и различия; развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление активизировать словарь по теме.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: вопросы по картинке.
2. Наглядные: рассматривание картинки с изображением башни, рассматривание строительного материала (цвет, форма)
3. Игровые: сюрпризный момент, обыгрывание постройки.
Рисование «Разноцветные мячики»
ЗАДАЧИ: Формировать умение правильно, держать кисть, отрабатывать кругообразные движения рук; использовать краску разных цветов; закреплять знания о цвете, умение передавать в рисунке определенную форму.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: рассказывание стихотворения «Наша Таня» «Мой весёлый звонкий мяч», вопросы, объяснения, пояснения по рисованию.
2. Наглядные: рассматривание мячей, образец рисунка, нарисованный воспитателем
3. Игровые: сюрпризный момент, обыгрывание мяча, рисунков.
Лепка «Пирамидка»
ЗАДАЧИ: Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, соединять палочку в кольцо, любоваться
готовым изделием.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: рассказывание стихотворения, вопросы, объяснения, пояснения по лепке.
2. Наглядные: рассматривание пирамидки, её составных частей
3. Игровые: сюрпризный момент, обыгрывание, поделок, пирамидки.
Внесение в физкультурное занятие ОВД: перешагивание через кубики, катание мяча в парах
ЗАДАЧИ:Формировать умение детей перешагиванию через кубики, высоко поднимать ноги, развивать чувство равновесия, глазомер.
Закреплять умение детей катать мяч друг другу развивать координацию движений.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Словесные: объяснения, пояснения по выполнению движений.
2. Наглядные:
Показ выполнения движений воспитателем.
3. Игровые: обыгрывание мячей, кубиков.
Свободная деятельность
Игры детей со строительным материалом (настольным, напольным)
ЗАДАЧИ: Формировать умение детей играть со строительным материалом, стоить элементарные постройки, обыгрывать их. Закрепить цвет, форму строительного материала.
Сюжетно ролевые игры «Автобус», «Путешествие на корабле из строительного материала», «Путешествие на самолёте из мягкого модуля»
ЗАДАЧИ: Формировать умение детей играть вместе, рядом, развивать цепочку игровых действий. Воспитывать положительные эмоции желание помочь. Развивать коммуникативные навыки.
Игры детей с дидактическими играми «Найди такую-же», «Разноцветные поля», «Круг, квадрат, треугольник» «Подарки для матрёшек» «Разноцветные клубочки», «Геометрические столбики», «Рамки - вкладыши Монтессори», «Сенсорные шарики»
ЗАДАЧИ:Формировать умение играть с дидактическими играми соблюдая дидактическую задачу. Развивать творческое мышление.
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций к сказкам.
ЗАДАЧИ: Формировать умение детей рассматривать картинки, называть цвет и форму предметов.
Подвижные игры «Птички в гнёздышках», «Найди свой домик», «Мой весёлый звонкий мяч»
Игры малой подвижности «Пузырь», «Карусель», «Ровным кругом»
Развивать ОВД: ходьбу, бег, прыжки. Закрепить в играх умение детей называть форму предметов.
3 этап
Освещение проекта:
Проект был наглядно представлен в приёмной:
1. Детские работы по проекту: рисованию, лепке, конструированию;
2. Фотовыставка «Играем с цветом и формой»
3. Изготовление родителями с детьми дидактических игр по теме.