Чернышева Светлана Васильевна
Групповой долгосрочный педагогический проект «Азбука маленького пешехода»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
МБДОУ «Детский сад №8»
г. Сосновый Бор
Автор проекта :
• Чернышева Светлана Васильевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Вид, тип проекта :
Коллективный, долгосрочный, творческий
Постановка проблемы: в России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.
Публикация «Групповой долгосрочный педагогический проект „Азбука маленького пешехода“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Детский сад является первым образовательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Как бы серьезно ни продумывалась образовательная деятельность ребенка в детском саду, невозможно достичь поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие системных подходов в воспитании правильного поведения дошкольника на улицах города заставляют искать новые, более совершенные подходы в решении данного вопроса.
Анализ данной проблемы в группе «Звездочка» :
В результате обследования детей (решение проблемных ситуаций) выявлено: несформированность устойчивых навыков безопасного поведения на улице.
В результате анонимного анкетирования родителей группы выявлено :
Рассказывают детям о правилах дорожного движения- 80%
Всегда выполняют правила дорожного движения- 40%
Нарушают правила дорожного движения в присутствии детей- 30%
Направление деятельности проекта :
Проект предполагает систематическую разноплановую работу в образовательной области «Безопасность», использование творческих форм совместной и самостоятельной деятельности детей, а также активные формы просвещения родителей по данной проблеме.
Цель проекта :
Cоздание условий для формирования у детей потребности соблюдения правил дорожного движения, выработке положительных устойчивых навыков безопасного поведения на улице.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое:
Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.
Умение решить проблемную ситуацию (использование «метода мозгового штурма»)
Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное:
Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Создание методической базы: конспектов занятий, развлечений, сценариев, художественных произведений по данной теме.
Участие в методической работе д/ с: выставки, семинары, открытые занятия, с целью распространения опыта работы по данной теме.
Гипотеза: мы предполагаем, что комплексное решение проблемных вопросов в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия воспитания у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемые результаты:
Дети:
- в процессе совместной игровой деятельности приобретут элементарные знания в образовательной области «Безопасность»;
- научатся самостоятельно находить единственно верное решение в проблемной ситуации,
- смогут осознавать негативное последствие отрицательных поступков для себя и других.
Родители:
- повысят свою психолого-педагогическую компетенцию в области формирования у детей основ безопасного дорожного движения,
- сформируется чувство ответственности за свою безопасность и безопасность своего ребёнка,
- станут тесно сотрудничать с педагогами в целях развития самостоятельности детей в освоении образовательной области «Безопасность».
Воспитатели :
- изучат и обобщат передовой опыт в образовательной области «Безопасность»,
- освоят современные игровые технологии
Среда:
- будут созданы необходимые условия для организации совместной деятельности с детьми и родителями по охране и безопасности жизни детей,
- обогатится предметно-развивающая среда (макет дороги; атрибуты к сюжетно-ролевым играм по теме «Транспорт»,
- оборудуются уголки безопасности в группе,
- пополнится методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса,
в группе будет создана мини- библиотеки по теме «ПДД», изготовлена картотека
дидактических игр,
Сроки проведения проекта : сентябрь 2018г. - май 2019г.
Участники проекта : 25 человек (11 детей с задержкой психического развития 5-7 лет,
11 родителей, 3 педагога группы, педагог дополнительного образования (ЦРТ).
Форма проведения: совместная деятельность со взрослыми, самостоятельная деятельность детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание работы
Срок реализации
I этап- подготовительный
Цель: проанализировать проблему в группе, изучить передовой опыт, современные технологии в образовательной области «Безопасность»; разработать план по освоению детьми правил безопасного поведения на дороге, а также взаимодействия с родителями по теме «Основы безопасности жизнедеятельности»
1. Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
2. Изучение методической литературы по теме «Дорожная безопасность»
3. Работа с периодическими изданиям «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», газета «Добрая Дорога Детства».
4. Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города», обработка анкетных данных.
5. Оценка сформированности у детей навыков безопасного поведения на дороге (решение проблемных ситуаций) : «Почему зайка попал под машину?», «Зачем нужен светофор?», «Опасности вокруг нас».
6. Составление договора и дальнейшее сотрудничество с «ЦРТ» в образовательной области «Безопасность»
7. Создание плана взаимодействия с родителями на 2018 – 2019 уч. г. по проекту
сентябрь
II этап- основной
Цель: создание условий для воспитания у детей культуры поведения пешехода, устойчивого поведения при решении проблемных ситуаций на дороге; пропаганда знаний по безопасному поведению среди родителей; накопление опыта, игрового и наглядного материала в образовательной области «Безопасность»
1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме «Дорожная безопасность» с разными ситуациями: правильными и неправильными, привлечение детей к решению этих ситуаций.
2. Разработка комплексно- тематического планирования в образовательной области «Безопасность».
3. Создание проблемных ситуаций, стимулирующих детей на совместные с педагогом «открытия» в решении спорных вопросов.
4. Знакомство с основными правилами перехода через дорогу, моделирование различных ситуаций детьми и педагогами.
5. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме «Дорожная безопасность», привлечение детей к участию в придумывании сказок, рифмовок и т. п.
6. Знакомство с основными дорожными знаками для пешеходов и их назначением, использование условно – графических моделей детьми в играх.
7. Изготовление игр, наглядных тематических пособий для детей.
8. Создание детьми своих творческих мини-проектов : рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
8. Сотрудничество с родителями –
• консультации,
• анкетирование,
• Педагогический университет «Законы Зеленого Светофорчика»
• статьи по теме проекта,
• проведение индивидуальных бесед,
• выставка творческих работ детей и родителей «Жизнь свою оберегай, на дороге не зевай!»
• проведение совместного физкультурного праздника «Правила дорожные знать каждому положено».
10. Участие в методической работе детского сада по теме «Дорожная безопасность»
• Участие в выставке игровых и обучающих пособий по «Дорожной безопасности» для воспитателей,
• Участие в выставке детских рисунков «Дорожная безопасность»,
• Участие в педсовете по проектной теме.
Октябрь- апрель
III этап- заключительный
Цель: обобщение и систематизация опыта работы, анализ анкетных данных, планирование задач на будущее.
1. Развлечение с родителями «Приключение в городе Дорожных знаков»
2. Коллективная работа: коллаж «Азбука безопасности»
3. Фото-коллаж «Учим дорожную азбуку»
4. Анкетирование родителей «Я и безопасность моего ребенка»
5. Обобщение и распространение опыта работы в образовательной области «Безопасность», выступление с презентацией своего опыта на итоговом педсовете
Май
Продукт проекта
Игры и пособия:
1. «Лото осторожностей»
2. «Опасности вокруг нас»
3. «Если малыш поранился»
4. «Лото безопасного поведения на дороге»
5. «Хорошо – плохо»
6. «Запрещающие и разрешающие знаки»
7. «Чудо – кубик»
8. «Расставь знаки» (работа с макетом перекрестка)
9. «Сложи дорожный знак»
10. «Наш город»
Темы бесед с проблемными ситуациями:
1. «Почему Зайка попал под машину?»
2. «Если бы не было дорожных знаков?»
3. «Помогите Медвежонку перейти через дорогу»
4. «Зачем нужен светофор?»
5. «Опасности вокруг нас»
6. «Хорошо – плохо»
7. «Если ты потерялся»
8. «Ты приехал к другу в незнакомый город»
9. «Если дорожные знаки обиделись?»
10.«Поломался светофор»
11. «Перекресток и подземный переход»
12. «Как обезопасить себя на улице»
13. «Опасные ситуации на дороге»
Совместные сюжетно – ролевые игры с использованием макета «Наш город» :
1. «Шоферы». Цель: закрепить знания детей о профессии водителя; продолжать знакомить с дорожными знаками и назначен6ием светофора; воспитывать уважение и интерес к профессии водителя.
2. «Службы спасения». Цель: закреплять знания детей о назначении «Служб спасения» : пожарной, милиции, скорой помощи.
Игровые ситуации:
«Куда спешит «Скорая помощь»
«Тили – тили - тили – бом, загорелся чей - то дом…»
«Пешеходы на дороге»
«Знаки перепутались»
Атрибуты к подвижным играм: 1. «Красный, желтый, зеленый»
2. «Воробушки и автомобиль»
3. «Найди знак»
4. «Регулировщик»
5. «Путаница»
6. «Затейники»
7. «Цветные автомобили»
8. «Найди свое место» (со знаками, с сигналами светофора)
Выполнение проекта
Месяц Непосредственно- образовательная деятельность
Сентябрь
Познание «Вот моя улица, вот мой дом»
Аппликация «Светофор»
Октябрь
Комплексное занятие «Вечерний город» (познавательное + аппликация)
Интегрированное занятие «Наши помощники – машины»,
Занятие – обсуждение тезисов: «Правила на всю жизнь»,
Пересказ сказки «О любопытном паровозике»
Развитие речи «Дорожная азбука»
Рисование «Дорога и светофор»
Рисование «Знаки разные важны…»
Ноябрь
Комплексное занятие «Перекресток и подземный переход» (познавательное +аппликация)
Занятие – развлечение «Если «Правила Дорожного Движения» не знать, можно в беду попасть»
Декабрь
Чтение сказки «Гордая машина»
Январь
Тематический день «В гостях у Светофора»
Февраль
Занятие – путешествие «Путешествие в прошлое автомобиля»
Развитие речи «Транспорт»
Конструирование из коробков «Автомобили, автомобили…»
Март
Беседа по сказке «Кто главнее?» (спецтранспорт)
Занятие – игра «Приключение в городе Дорожных знаков»,
Заучивание стихов на тему дорожной безопасности, с привлечением родителей
Рисование «Пожарная машина»
Аппликация «Машины нашего города»
Апрель
Составление рассказов из опыта на тему «Случай на дороге»
Конструирование из бросового материала «Транспорт нашего города»
Май Решение проблемных ситуаций - «Что мы видели на улице»
Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов, Лего технология «Автогородок»
План взаимодействия педагогов и родителей
на 2018 – 2019 год
по формированию у детей навыков безопасного дорожного движения
в группе «Звездочка»
Задачи Форма Срок проведения Результат
1. Выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности -Анкетирование №1 «Правила и безопасность дорожного движения».
-Анкетирование № 2
-Работа «Почтовых ящиков». Сентябрь
Май
В течение года Аналитический материал.
Аналитический материал
Консультации, сообщения для родителей.
2. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми -Выставка рисунков, выполненных родителями и детьми «Азбука дорожного движения».
-Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»
-Помощь родителей в оформлении предметно -развивающей среды.
-Экскурсия по городу «Такие разные машины».
-Составление маршрута «Дорога в детский сад», «Дорога в школу».
- Физкультурный праздник «Правила дорожные знать каждому положено».
Октябрь
Октябрь
Октябрь-май
Апрель
Апрель
Апрель
Выставка, фото.
фотоматериал.
Атрибуты к играм, обновление книжного уголка, организация перекрестка в «Автогородке».
Схематические маршруты.
Фото, видеоматериал
Фото, видеоматериал
3. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей.
-Родительское собрание (проходит как часть основного собрания)
- Педагогический университет «Законы Зеленого Светофорчика»
-Консультация «Особенности безопасного поведения в зимний период».
-Игра-тренинг «Безопасное поведение на улице».
-Консультация (летний период) «Вы, ребенок, транспорт и дорога».
Сентябрь-
январь-
май
Ноябрь-
март
Декабрь
Апрель
Май
Протокол родительского собрания
Фото-материал.
Папка-передвижка
Фото-материал
Папка-передвижка.
4. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
-Ознакомление родителей с результатами диагностики детей по ПДД.
- Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофор».
Октябрь,
Май
Апрель
Аналитический материал
Выставка (плакаты, рисунки, фото, видео).
Литература, используемая в работе с родителями:
1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. М., 2005.
3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М., 2003.
4. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». – М., 2005г.
Приложение 1
АНКЕТА № 1
«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые взрослые!
Папы и мамы, дедушки и бабушки!
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.
Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
• Да.
• Нет.
• Затрудняюсь ответить.
2. Знаете ли Вы ПДД?
• Да.
• Частично.
• Нет.
3. Соблюдаете ли Вы правила безопасного поведения на дороге?
• Всегда.
• Частично.
• Нет.
4. Случалось ли Вам нарушать ПДД в присутствии Ваших детей?
• Никогда.
• Иногда.
• Всегда.
5. Почему Вы нарушаете ПДД?
• Очень тороплюсь.
• Не хватает терпения ждать разрешающего сигнала светофора.
• Очень большой транспортный поток.
• Не предполагаю, что нарушаю ПДД.
• Действую как все.
•
6. Часто ли Вам приходится предупреждать нарушение ПДД детьми.
• Часто.
• Редко.
• Никогда.
7. Ваша реакция на нарушение ПДД родителей с детьми?
• Пытаюсь предупредить нарушение.
• Делаете замечание.
• Внутренне осуждаете поведение взрослых.
• Не замечал (а) ничего подобного.
•
8. Считаете ли Вы возможным самостоятельный выход на дорогу дошкольника?
• Да.
• Возможно иногда.
• Нет.
9. Как Вы думаете, какой процент детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?
10. Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП?
• Водители.
• Пешеходы.
• Сам нарушитель.
• Организация дорожного движения.
•
11. Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы сократить число ДТП с участие детей?
___
12. Назовите, какие трудности Вы испытываете на неизвестном Вам участке дороги в городе и как по Вашему нужно изменить на том участке организацию дорожного движения:
___
___
Спасибо за участие в опросе.
Безопасного Вам пути!
Приложение 2
Анкета для родителей № 2
Уважаемые родители!
Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.
Кто из родителей заполняет анкету?
Возраст Вашего ребёнка?
Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?
Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:
переписка с воспитателями___
групповые собрания___
личные беседы с воспитателем___
информационные стенды___
тренинги___
другое___
Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребё нка Правилам дорожного движения:
воспитатели детского сада___
другие специалисты детского сада___
книги, газеты, журналы___
видеотека___
Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?___
Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения? ___
Благодарим Вас за искренние ответы!
Приложение 3
Советы родителям старших дошкольников
Уважаемые мамы и папы!
Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но Ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что Вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент, продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания у ребенка, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему Вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).
Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.
• Ходить по тротуару следует с правой стороны.
• Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.
• Переходить дорогу полагается только шагом.
• Необходимо подчиняться сигналу светофора.
• В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень, чтобы не упасть.
• Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
• Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
• Играть можно только во дворе.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет Вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.
Только Ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!
ПОМНИТЕ!
Учителя – не доучили,
Родители – не досмотрели,
ГИБДД – недоорганизовало,
Водитель – не среагировал,
а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии…