Никанорова Светлана
Групповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет на тему «Дикие животные. Словоизменение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса.
Задачи:
расширить знания детей о диких животных;
активизировать словарь по теме;
учить отвечать на вопросы;
учить составлять описательный рассказ;
закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
развивать восприятие, внимание, память, мышление;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Групповое логопедическое занятие для детей 5–6 лет на тему „Дикие животные, Словоизменение“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Оборудование: картинки с изображением диких животных, их жилищ, мяч, шапочки-маски (заяц, лиса, медведь, волк, кабан, барсук, крот, олень, белка, еж, лось, игрушка-жираф, разрезные картинки, имитация ворот.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет.
2. Дыхательная гимнастика.
Ребята, сейчас мы с вами пропоем гласные звуки: [А],[О],[У],[И]. Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот
Речевая гимнастика. Чистоговорки.
Су-су-су – мы увидели лису.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
3. Загадки о диких животных.
Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает и получает маску дикого животного.
Белый, ушастый, по лесу шастал,
Путал следы от рыжей беды.
(Заяц)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(Белочка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьев,
Отгадайте, кто таков?
(Медведь)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?
(Лиса)
4. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)
Заиньке усатому, (Пальчиковое упражнение «Заяц»)
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение «Волк»)
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение «Ёж»)
5. Сюрпризный момент.
Логопед:
А у нас сегодня гость.
Появляется мягкая игрушка-жираф, здоровается.
Жираф:
Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел животных, которые живут в вашем лесу.
6. Описательные рассказы о диких животных.
Логопед:
Давайте расскажем жирафу о наших диких животных. Рассматривание картинок с животными. Ответы детей на вопросы.
Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?
Где живет (нора, дупло, логово, берлога?
Чем питается (на кого охотится?
Как зовут детеныша?
Логопед дает пример описательного рассказа.
Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.
У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий. Дома нет, спит под деревом. Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев. Детеныш лося – лосенок.
Дети рассказывают с помощью логопеда о своих диких животных по плану-схеме.
Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.
Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк – хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь – всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.
Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.
Жираф:
Спасибо вам, ребята. Очень интересно вы рассказали. А вот бы самим побывать в лесу.
7. Путешествие в зимний лес.
Логопед:
Ребята вы хотите оказаться в лесу?
Какое сейчас время года?
Давайте с вами отправимся в зимний лес и узнаем, как зимуют дикие животные.
Логопед предлагает пройти через маленькие ворота:
Кто через ворота волшебные пройдет. Тот в зимний лес попадет.
Звучит музыка.
Логопед:
Какая звучит музыка? (нежная, красивая, спокойная)
Что вы представляете под звуки этой музыки? (Кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья)
Мы пришли в зимний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки на небе кружатся
И тихо на землю ложатся.
Вот и зайка проскакал –
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас!
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Дети кружатся под музыку.
8. Упражнение «Подбери словечко и повтори предложение».
Логопед:
В лесу живет много рыжих пушистых…
На охоту вышло много серых злых…
Охотники выслеживают больших рогатых…
По тропинке бежало много больших колючих…
За кустом спрятался маленький серенький…
Орешек грызет маленькая рыженькая…
9. Упражнение «Назови животных ласково и со словом «много».
Белка – белочка, лиса – лисичка, заяц – зайчик, кабан – кабанчик, барсук – барсучок, еж – ежик, крот – кротик, лось – лосик, волк – волчишко, медведь – медведюшка, олень – оленюшка.
Логопед:
Нам пора возвращаться.
Через ворота волшебные мы пройдем.
В кабинет обратно попадем.
10. Упражнение «Составь картинку из частей».
Дети садятся за столы и собирают картинки диких животных из частей.
11. Итог занятия.
Жираф:
Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось.
Логопед:
А вам понравилось? (ответы детей)