Ирина Леончикова
«По тропинкам заповедника». Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта «Дикие животные Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира Кузбасса и об основных причинах вымирания некоторых животных.
Задачи: Учить правильному поведению в природной среде; развивать познавательную активность, память, делать выводы; познакомить с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; активизировать словарь детей; учить бережно относиться к растениям и животным.
Публикация «„По тропинкам заповедника“, Комплексное занятие в старшей группе в рамках краткосрочного проекта „Дикие животные Кузбасса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Заповедники и национальные парки
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Кузбасса: животные, растения
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Материал и оборудование: Иллюстрации с вымершими животными (динозавры, мамонты, телевизор с выходом для USB, материал для продуктивной деятельности (лист бумаги формата А5, детали животных для аппликации, восковые мелки, демонстративные карточки, Красная книга группы.
Ход занятия : Дети входят в группу, встают в круг:
- Мы идём по кругу ровно друг за другом.
Дружно в круг мы развернёмся,
Вокруг себя мы повернёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня был принят сигнал SOS. SOS – это международный радиосигнал. Все, кто услышат его, на каком бы языке он не говорил сам, в какой бы стране не жил, знает: где то гибнут люди, они просят о спасении. Но сегодня этот сигнал я услышала не по радио, передали его не люди. Этот сигнал мне передал ветер. Он передал его по всему миру, всем людям: SOS, SOS, SOS.
- Это зовёт на помощь природа. Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Как вы думаете, почему природа зовёт на помощь? ( ответы детей: засоряются водоёмы, воздух, леса)
- Каких животных вы знаете, которые сейчас не обитают на Земле? (Динозавры, мамонты. Показ иллюстраций) Почему они вымерли? – С приходом Ледникового периода животные не смогли обеспечивать себя едой, замерзали. Но и сейчас некоторые животные исчезают. Как вы считаете, по какой причине?
- Я предлагаю отправиться нам в волшебный, чудесный…. Закройте глаза. Вокруг себя вы повернитесь и в чудесном месте окажитесь. (Звучит музыка)
- Как вы думаете, где мы оказались? (ответы детей)
- Да, в лесу, но это не простой лес, а заповедник.
- А кто знает, что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа живёт по своим законам. Человек не имеет право вмешиваться в них, изредка, как гость приходит в эти места. Здесь охраняется всё : грибы, рыбы, травы, растения, животные.
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей) Правильно, охранять природу нужно в любом месте.
- Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что нельзя делать? (ответы детей сопровождаются показом слайдов «Правила поведения в лесу»)
1 ребё нок: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
2 ребё нок: Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
3 ребё нок: Ветки деревьев не ломай,
4 ребё нок: Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
5 ребё нок: Зря цветы не надо рвать!
6 ребё нок: Из рогатки не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
7 ребё нок: Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
8 ребё нок: Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – сосна и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- Ну вот, мы с вами знаем, где находимся и знаем как себя вести, и теперь можно побродить по тропинкам заповедника.
- Ой! Смотрите! Кто там? (слайд с изображением волка)
Волк обыкновенный – это крупный хищный зверь. Эти животные находятся под угрозой исчезновения. Волки живут стаями. В каждой стае есть вожак – сильный волк, которому подчиняются все остальные. Вожак ведёт стаю на охоту и разрешает все конфликты. Слабые волки должны подчиняться сильным. У волков очень развит язык жестов. Так, поднятый хвост говорит о том, что перед вами вожак стаи, а поджатый хвост – о том, что это волк самый слабый в стае. Волки охотятся на больных или слабых животных. Поэтому волков называют санитарами леса. Добычей для волков могут стать самые разные животные – лоси, кабаны, козы, олени, зайцы, белки, птицы и другие. Могут они нападать и на домашних животных. Когда пищи мало, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Волки очень выносливые животные, они могут прожить без еды около двух недель.
- А вот и полянка. А сколько следов здесь. Чьи это следы? (Показ следов зайца. Дети отгадывают и проводится игра «Зайцы и волк»)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Описание игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зелёный на лужок. Травку щиплют, слушают, не идёт ли волк». Зайцы прыгают на двух ногах по площадке, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают на свои места, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. Выбирается другой волк. Игра повторяется 2 -3 раза.
Росомаха – дикое животное (слайд)
Внешне росомаха напоминает медведя или барсука. Живёт в одиночестве. Логово росомаха устраивает под вывороченными корнями, в расщелинах скал и других укромных местах. У росомахи мощные лапы и длинные когти, поэтому она легко лазает по деревьям. У неё острое зрение, отличный слух и чутьё. Росомаха всеядна. Часто поедает остатки добычи волков и медведей. Похищает добычу из капканов, ловит рыбу, охотится на птиц, хватая их на земле, когда те спят или сидят на гнёздах. Является санитаром, уничтожая слабых и больных животных. Росомаха является довольно злобным зверем, так что даже медведь при встрече с росомахой старается обойти её стороной.
Марал – это очень красивый олень, животное Красной книги. Летом марал жуёт практически всё, что встречается ему на пути: сочные веточки ивы, подорожник, шиповник, смородину, щавель и огромное количество другой растительной пищи. Марал – животное, полезное для человека. Его молодые, ещё не затвердевшие рога – панты - очень ценный продукт для медицины.
- Мы с вами увидели много интересных животных, гуляя по тропинкам заповедника и прогулка продолжается:
Мы сегодня не скучаем,
В заповеднике гуляем, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогаем руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
И любуемся облаками. (Встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (Поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Всё кружились, ворковали. (Машут крыльями и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (Ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли неслышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (Прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (Идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора. (Ходьба на месте, лицом в круг)
- Ну, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, закрыли глазки: 1, 2, 3, 4, 5 мы вернулись в детский сад.
- Ребята, животные, которых мы встретили сегодня в заповеднике, занесены в Красную книгу. Почему именно в Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся её щедростью? А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? ( ответы детей: Выполнять правила поведения в лесу, вывешивать скворечники и кормушки) Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их в обиду другим.
- Ребята, хотите, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе?
Сейчас каждый из вас сделает аппликацию любого животного. Потом мы соберём все работы вместе и оформим ими нашу книгу. (Дети работают.)
- Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять её картинками. И помните. Беречь нужно и тех животных, которые не занесены в Красную Книгу. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. Фото на память.