Папки-передвижки

Групповая работа в психологическом сопровождении формирования личностных универсальных учебных действий

Ирина Яроева
Групповая работа в психологическом сопровождении формирования личностных универсальных учебных действий
▼ Скачать + Заказать документы

Яроева Ирина Прокопьевна

педагог-психолог

ГКОУ РС (Я) «Республиканская специальная

(коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»

Начальная школа – важнейший этап в процессе обще

го образования школьника. В условиях введения ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Публикация «Групповая работа в психологическом сопровождении формирования личностных универсальных учебных действий» размещена в разделах

В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей.

Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

В Стандартах достаточно четко обозначены такие приоритеты образования, как формирование :

• активной жизненной позиции;

• самостоятельности в определении своих целей и планировании путей их достижения;

• способности нести ответственность за свои действия;

• осознанного подхода к выбору решений;

• критичности в оценке своих поступков и окружающих событий и др.

Именно эти качества и характеризуют зрелую личность.

Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса и обеспечивает обучающимся личностный рост, включающий несколько этапов:

• исследование элементов своей субличности;

• их сознание;

• управление ими;

• их последующая интеграция;

В ходе реализации ФГОС психологическое сопровождение в школе-интернат включает проведение в 1-5 классах еженедельных занятий на основе программы

Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я». Основная цель программы в 1-4 классах - помочь научиться понимать себя, найти свое место в школьной жизни, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями. Цель занятий в пятом классе - помочь разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с трудными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки. Реализация этих целей способствует личностному становлению учащихся, повышению качества жизни ребенка в образовательном учреждении.

Качество жизни ребенка в школе (Е. А. Александрова, Е. А. Богачева) - это комплекс характеристик жизнедеятельности человека. Качество жизни тесно связано с понятиями «потребность», «ценность», «смысл»», «жизненная стратегия».

Выделяют два критерия качества жизни:

1. Субъективный - удовлетворенность базовых потребностей

2. Объективный - степень развития образовательной среды

Уровни качества жизни - интегральные категории (Голиков Н. А.) : критический, недостаточный, достаточный, повышенный.

Критический – нарушение здоровья (инвалид, малая успешность во многих видах деятельности, подверженность насмешкам со стороны окружающих, низкое развитие общеучебных навыков, самоорганизации, самостоятельной деятельности.

Недостаточный уровень качества жизни - невозможность удовлетворить свои потребности по причине материальных затруднений, здоровья, несоразмерности потребности со здравым смыслом

Достаточный – позитивное отношение к жизни, адекватная самооценка, положительное отношение к жизни в значимых для развития средах (в семье, кругу общения, образовательном учреждении).

Повышенный уровень – наличие крепкого здоровья (психологических ресурсов, как внутренних, так и внешних, высокого результата в ведущем виде деятельности, сформированность УУД.

Повышение качества собственной жизни – способность жить, учиться, работать, общаться в гармонии с собой и окружающими людьми.

Каждое занятие программы носит развивающий и диагностический характер, помогает учащимся узнать, раскрыть, осознать различные стороны своей личности. Задания в холе занятий отражают их направленность. «Рисунок имени». «Какой Я?». «Мне нравится». «Я хожу в школу, чтобы…». «Портрет моего друга». «Мои ценности». «Если бы на пять минут я стал невидимым, то я …». «Мои цели». «Я могу». «Мои силы, мои возможности». «Мой путь к успеху». «Я и мой внутренний мир». «Я в будущем».

В групповой работе используются различные приемы развития личностных УУД. Беседы, чтение сказок, мини-исследования, игры, практическая работа, составление рассказов о себе и другие приемы позволяют раскрыть и развить индивидуальность личности, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать адекватную самооценку, позитивное отношение к самому себе, уверенность в себе, мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе, осмысленность.

Для отслеживания сформированности личностных УУД нами используется следующий инструментарий:

• диагностический комплекс Соната-ДО для образовательных учреждений издательства «Учитель»

• контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» авторского коллектива «Школа 2100».

Изучаемые качества:

действия самоопределения – самопознание, самооценка, идентичность

действия смыслообразования – сформированная учебная мотивация, осознанность учения, личная ответственность, адекватное реагирование на трудности.

действия нравственно-этического оценивания – положительные нравственные качества, адекватное оценивание своих и чужих поступков (умение оценивать поступки с позиции нравственных ценностей, объяснять оценку поступка, определять важные для себя и окружающих правила поведения).

Данные диагностики дают возможность отслеживать динамику развития, показывают, прежде всего, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение личностных УУД, что в свою очередь позволяет скорректировать дальнейшую деятельность по реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося и организации образовательно-воспитательного процесса.

Таким образом, информация, полученная в ходе мониторинговых исследований это:

1. основание для подробного изучения индивидуальной динамики качества развития

2. инструмент информированности педагогов и родителей о развитии и существующих трудностях и проблемах ребенка

По итогам отслеживания формирования личностных УУД заполняются протоколы результатов диагностики. Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, которая затем включается в Портфолио ученика. Для дальнейшей работы с результатами формируются групповые диагностические карты классов.

Формирование личностных качеств имеет большое значение для каждого ученика как для реализации в жизни, так и для благополучия всего общества.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 (ФГОСООО) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 № 373 (ФГОСНОО).

2. ФГОСООО от 17.12.2010 № 1897. П. 9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

3. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы).М. ,Генезис,2015, уроки психологии в средней школе (5-6 классы, 7-8 классы, М. ,Генезис,2018,

4. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника,1-4 классы, М. ,Генезис,2015.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры»Мастер-класс по изготовлению учебных пособий из баночек от чипсов «Разновысотные цилиндры» Готовясь к занятиям по математике, часто сталкиваюсь с проблемой, где найти наглядные пособия для сравнения по высоте. И тут пришла идея.

Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей»Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» Мастер-класс «Стаканчики для учебных принадлежностей» На просторах интернета можно найти очень много полезного и интересного материала,.

Мастер-класс «Тартуский университет» — групповая работа с детьми 6–7 летМастер-класс «Тартуский университет» — групповая работа с детьми 6–7 лет Доброй весны, дорогие гости и жители Маам. ру! Сегодня хочу предоставить мастер-класс моей групповой работы с детьми 6 – 7 лет. Это –.

Панорама военных действийПанорама военных действий Доброго времени суток дорогие читатели! На кануне приближающегося праздника Дня Победы многие коллеги демонстрируют стенгазеты, открытки,.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение» (младший дошкольный возраст)Работа с родителями. Групповая акция совместного творчества «Новогоднее настроение» (младший дошкольный возраст) Уважаемые коллеги, хочу познакомить Вас с АКЦИЕЙ, которая была организована на кануне Наступающего Нового года для родителей и дошкольников.

Всероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещенииВсероссийский педагогический марафон учебных предметов 2015. Отчет о посещении Уже не первый год мы с моей подругой (сестрой по духу и коллегой по совместительству) принимаем участие во Всероссийском педагогическом.

Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнкаВзаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Групповая работа в психологическом сопровождении формирования личностных универсальных учебных действий
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 16:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Групповая работа в психологическом сопровождении формирования личностных универсальных учебных действий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Яроева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД