МААМ-картинки

Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД

Ирина Нестерук
Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД

Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД

Учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают определенные трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. В начальной школе успехи ребёнка впервые приобретают социальное значение и смысл, поэтому одной из основных задач начального образования выступает создание благоприятных, комфортных условий для формирования коммуникативных УУД.

Публикация «Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД» размещена в разделах

Коммуникативные универсальные учебные действия – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми.

Одной из важнейших задач развития младших школьников на данном этапе является приобретение умений и навыков взаимодействия в обществе, т. е. социального взаимодействия.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) происходит интенсивнее и разнообразнее, когда учебное сотрудничество планируется и организуется специально. В число основных компонентов или элементов такой организации совместного действия входят:

- распределение первоначальных действий, которое задается материальными условиями совместной работы;

- обмен способами действия участников, обусловленный включением в качестве средства для получения продукта совместной работы, разных моделей действия;

- взаимопонимание среди участников, обусловленное характером включения в общий способ деятельности различных моделей действия;

- планирование способов деятельности, работы общих для всех участников, которое основано на предвидении и определении сторонами условий протекания деятельности, работы и построения соответствующих планов деятельности (схемы работы);

- общение, которое обеспечивает претворение в жизнь, реализацию как собственного процессов распределения, обмена и взаимопонимания, так их результаты и др.

Только совместная деятельность обучающего (учителя) и обучаемых (учащихся) обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач, поэтому учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения должно строиться как групповое обучение.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Цель групповой работы : активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы :

• Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.).

• Совершенствование межличностных отношений в классе.

Функции групповой работы :

коммуникативная (направленная на создание и сплочение коллектива)

личностно-ориентированная (направленная на самоорганизацию).

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Группа из трех или пяти человек является оптимальной и эффективной.

При организации групповой работы между обучающимися происходит распределение ролей. Возможны следующие ролевые функции: 1) секретарь - записывает решение; 2) спикер - защита решения, ответ от имени группы; 3) организатор - распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах. Учителю нельзя требовать в это время абсолютной тишины в классе, так как дети должны обмениваться мнениями, выражать своё отношение к работе одноклассника, прежде чем предоставить «продукт» совместного труда. Также нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Показывать способы коллективной работы нужно только тем детям, которые не могут управлять своим поведением и мешают деятельности других обучающихся.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Прежде чем перейти к групповой работе, рекомендуется установить с ребятами правила работы в группе :

1. Смотреть на собеседника при разговоре.

2. Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

3. Говорить только по делу.

4. Внимательно слушать ответ.

5. Обращаться друг к другу по имени.

На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

В дальнейшей работе можно использовать такие способы деление на группы :

• Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

• Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

• Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам, и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т. д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- дидактический материал по группам.

На втором этапе, т. е. в процессе групповой работы учащиеся

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

В конце работы :

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Работа в парах постоянного и сменного состава.

Педагогическая мастерская.

Мозговой штурм.

Игра «Продолжи».

Охота за сокровищами.

Снежный ком.

Взаимообучение.

Прием «Зигзаг». (Метод пилы)

Принципы выбора заданий для групповой работы.

Очень важно подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей

совокупностью, которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное

познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного

использования имеющихся знаний.

Инструкция учителю

Вы должны следить за соблюдением следующих условий:

- Каждый должен иметь возможность высказываться.

- Каждый должен говорить по очереди.

- Установите продолжительность выступлений и не давайте превышать регламент.

- Следите за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от темы и не теряли из виду

обсуждаемую проблему.

- Направляйте беседу в положительное русло.

Функции учителя

Контролирует ход работы в группах

Отвечает на вопросы

Регулирует споры

Помогает отдельным учащимся

Следит за адекватностью поведения в группах

Публикации по теме:

Дидактические игры по глобальному чтению как средство развития коммуникативных навыков детей Дидактические игры по глобальному чтению как средство развития коммуникативных навыков детей Наш детский сад посещают дети разные дети:.

Игра как средство социализации и развития коммуникативных способностей «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4»,структурное подразделение №1 Консультация Тема: «Театрализованная.

Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников «Кубанские подвижные игры как средство развития коммуникативных умений у дошкольников» Выполнила: Пастухова Татьяна.

Мультипликационная анимация как средство развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями Цель: передача личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации. Задачи: стимулировать.

Презентация «Дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОНР» Меня зовут Кравцова Наталья Владимировна, я работаю воспитателем подготовительной группы комбинированной направленности, «Детский сад №2».

Презентация «Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» Все мы знаем, что человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Речь как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка Выступление на педсовете: "РЕЧЬ как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка"Программа развития речи.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников Слайд №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД
Опубликовано: 22 марта 2018 в 12:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Групповая форма работы как средство развития коммуникативных УУД» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Нестерук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД