Ольга Гапенко
Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ уделяется большое внимание.
Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как «Говорящая среда». О ней я услышала не так давно, в сентябре 2023 года, присоединившись к работе творческой группы "Говорящая среда"на базе нашего МКДОУ "Родничок".
Принимая участие в работе творческой группы я узнала о новых для меня терминах, таких, как «Говорящая среда», «Живая стена», «Голос ребёнка в группе». Меня это заинтересовало и я стала добывать для себя информацию.
Публикация «Говорящая среда в группе раннего возраста ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2024
В сети Интернет я прослушала ряд вебинаров, лекций, консультаций по организации говорящей среды.
Эти семинары меня так вдохновили,что я зажглась идеей применить в своей работе интересные идеи по построению говорящей среды в ДОУ.
Суть технологии «Говорящая среда» – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.
Ребёнок,получая необходимую информацию, имеет широкий выбор для своей деятельности, может по-своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс.
Я поставила перед собой задачу: модернизировать образовательную среду в нашей группе, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Посмотрев на среду группы другими глазами, увидела, что действительно, в некоторых местах имеется нерациональное расположение игр и игрушек. Я сделала вывод, что для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах. Так же для удобства мы сделали маркёры (картирование) на контейнеры и корзинки, чтобы дети легко могли найти нужные для игры атрибуты. Теперь дети хорошо знают, где хранятся материалы, легко их находят и возвращают на место.
У меня появилось огромное желание сделать зонирование пространства. Итак, я начала воплощать свои идеи. Переставив игровые модули, сделала зонирование, конечно с учётом возможности группы, я увидела более продуктивное взаимодействие детей.
Наблюдая за деятельностью детей, я поняла, что одного зонирования мало.
Так же мы воплощаем идею «Голос ребёнка в среде». И у нас уже есть первые результаты.
Наполняя среду своими достижениями, рисунками и поделками дети видят свою значимость, свой голос в среде.
В нашей при мной есть стена приветствия "Здравствуйте, а вот и я! "
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Добрый день уважаемые коллеги Созданию развивающей предметно пространственной среды в современном ДОУ уделяется большое внимание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1096400-1720961660.jpg)
В при мной задействовали все пустующие поверхности. Шкафчики детей обозначили личной фотографией ребёнка.
Одну из стен сделали магнитной, где ребята размещают свои работы "Наше творчество".
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Сегодня в современной педагогике актуально такое понятие как Говорящая среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1096400-1720962642.jpg)
Говорящая среда» группы должна отвечать интересам детей, предоставлять им свободу выбора материалов для реализации замысла, свободу для получения опыта и знаний.
На магнитной «говорящей» доске нашей группы всегда размещен материал, который говорит детям о теме недели, или о теме проекта, который реализуется в группе. Также интересно детям играть магнитными карточками по темам недели, строить всевозможные постройки из фигур на магнитах.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 О ней я услышала не так давно в сентябре года присоединившись к работе творческой группы Говорящая среда на базе нашего МКДОУ Родничок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1096400-1720961588.jpg)
Дети принимают активное участие в оформлении игровых центров: парикмахерская (рисование причёсок, магазин (рисование меню блюд и алгоритмов их приготовления, кухня (рисование посуды)ребенка,правила нашей группы.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Принимая участие в работе творческой группы я узнала о новых для меня терминах таких как Говорящая среда Живая стена Голос ребёнка в группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1096400-1720961627.jpg)
Важно задействовать всё пространство группы. «Говорящий пол» мы наполнили классиками, играми-лабиринтами.
На подвесных мобилях мы развесили персонажей сказок, сезонные изменения природы: дождик,солнышко,тучка,сосульки,перелётных птиц.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Ребёнок получая необходимую информацию имеет широкий выбор для своей деятельности может по своему усмотрению конструктивно использовать подготовленный педагогом информационный ресурс](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1096400-1720961803.jpg)
Я вижу как у моих воспитанников, благодаря «Говорящей среде» проявляется и развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно,помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.
В свою очередь, мне как педагогу эта технология помогает ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, организовать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
И я теперь могу с уверенностью сказать, что такая развивающая среда для меня является помощником во всестороннем развитии.