Нина Митрофанова
Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу - очень важный этап в жизни каждого ребёнка. В момент перехода с дошкольной ступени на начальную школьную ступень, у детей кардинально изменяется социальная ситуация развития, поэтому к началу обучения в первом классе их необходимо планомерно подготавливать. Выполняя ФГОС ДО, решаются все целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные и возрастные характеристики возможных достижений детей на завершающем этапе уровня дошкольного образования. Конечно, все мы понимаем, что подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни деятельности ребенка, как физическую, так и психологическую. Одной из составляющих психологической готовности является уровень подготовленности ребенка к овладению чтением, качественная сторона всего речевого развития и навык владения ею в повседневной жизни. Важно, чтобы дети семи лет могли, прежде всего, грамотно построить фразу, рассказ, свою речь в диалоге и монологе, при этом произношение должно быть правильными, а не косноязычным, так как без этого невозможно успешное школьное обучение в начальном звене и далее на всех ступенях образования. Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции.
Публикация «Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
В настоящее время чтение рассматривается, как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. Трудности в начале обучения навыку чтения приводят в школе к негативному отношению к учебе, плохим оценкам, отклонениям в поведении, повышенной утомляемости, неврозам, неприятию в детском коллективе, формированию комплексов и снижению самооценки.
Для того чтобы ребенок освоил чтение необходимо : тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях – фонемах); уметь соотносить слышимый звук в речи с определенным знаком, напечатанным в книге; научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации, но и воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук». Ребенок должен увидеть сочетание одной буквы с другой и суметь изменить в соответствии с этим произношение нужного звука. Все буквы в слове должен произноситься слитно, как целый звуковой комплекс, а слово должно быть понято при произнесении. Поэтому получившаяся комбинация звуков должна быть понята ребенку - как обозначение какого-либо знакомого для него предмета, действия или признака. Не подготовленный к овладению чтением ребенок старшего дошкольного возраста может испытывать серьезные затруднения при обучении на начальной ступени образования, а от этого может возникнуть негативное отношение к обучению в школе.