ЕЛЕНА ПОНОМАРЕВА
Готовность детей к школе в сфере общения
▼ Скачать + Заказать документы
Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Однако под готовностью к школьному обучению зачастую родители понимают только интеллектуальное развитие дошкольника и не учитывают такую важную составляющую как умение общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь это необходимо для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимо развивать у детей умение жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, развивать потребность в общении с другими детьми и взрослыми, умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
Публикация «Готовность детей к школе в сфере общения» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В основе социального развития ребенка лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой – нормы и правила общения с другими людьми и включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися на поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушения родительско-детских отношений, неблагоприятный психологический климат и другие патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия, что оказывает регрессирующее воздействие на процесс развития.
Формирование у детей умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками.
Рекомендации педагогам и родителям по формированию
коммуникативных навыков.
Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем).
Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым.
Таким образом, умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми важным компонентом волевой готовности к школе. Важно чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
- доброжелательность
- уважение к товарищам
- общительность
- готовность проявить сочувствие.