Наталья Нестеренко
Готовимся к аттестации. Моя методическая система
▼ Скачать + Заказать документы
Моя методическая система направлена на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста.
Вопрос развития речи и мелкой моторики детей очень актуален. В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Публикация «Готовимся к аттестации, Моя методическая система» размещена в разделах
- Аттестация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
С этим высказыванием трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь, и не только она, а и память, внимание, мышление.
Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю : выбор, изучение и применение педагогических методов и приёмов для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
Выбор технологий и методов осуществляю на основе возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей.
Основной формой организации является игровая деятельность. В процессе образовательной деятельности осуществляется постепенный переход от формирования новых знаний и умений к их применению.
Цель моей педагогической системы : развитие мелкой моторики и речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игрушек.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речи;
- развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста;
- развивать тактильную чувствительность рук детей,
- разработать план работы по развитию мелкой моторики и речи младших дошкольников.
Работу организую через совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми, работу с родителями.
Работу с детьми провожу по следующим направлениям:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами;
- дидактические игры и игрушки.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами (пирамидки, вкладыши, счёты, матрёшки, мозаики, карандаши, шишки, крышки, счётные палочки, пальчиковые бассейны с разными наполнителями и др.);
- игры-шнуровки;
- игры с прищепками;
- игры с песком и др.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Совместно с родителями работаем в трех направлениях:
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями были проведены консультации на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста», «Играем пальчиками – развиваем речь» и др.
В родительском уголке помещаю папки-передвижки с рекомендациями по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Диагностический компонент является обязательной частью моей системы. Результаты обследования уровня развития мелкой моторики и речи младших дошкольников свидетельствуют о положительных результатах моей методической системы.