Чаяна Монгуш
Консультация «Готовим к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической. Оздоровление детей и своевременная диагностика их развития - обязатель-ная часть работы дошкольного образовательного учреждения.
Физическая готовность детей к школьному обучению
Темочки:
Физическая готовность ребенка к школьному обучению — это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физичесшя и умственная работоспособность.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправлшіная работа по формированию физическрй культуры и культуры здоровья.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.
За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошколъного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья, 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья, 16,2% — хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетелъствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5-7 лет можно считать абсолютно здоровыми.
На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.
Пёред поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.
В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.
1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя :
1. Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.
2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.
3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:
• рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;
• оптимальный двигательный режим;
• эффективное закаливание;
• обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
преобладание положительных эмоций у детей;
• использование психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.
4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).
5. Разработку образовательных технологий:
занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофилъмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
• приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;
• занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
• формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);
• приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);
• приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).
2-й блок - для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:
1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.
2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониториига физического развития и состояния здоровья детей.
3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
3-й блок- модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:
1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.
2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.
3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.
4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).
5-й блок — взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:
• коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые за-нятия);
индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратнаясвязь", консультации, беседы, домашние задания, "Почтадоверия" — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);
• наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);
• активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "воспитатель — родитель — ребенок");
посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.
При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальными и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности.
Для этой цели мы предлагем использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме (приложение). Данные тесты были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы, а также во многих регионах России. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования 696 детей, проведенного в 2005-2007 гг, и могут являться ориентировочными нормативными данными.
Двигательная активность - важный показатель физической подготовленности детей.
Обследование двигательной активности детей проводится 3-4 раза в год (осень, зима, весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении).
Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.
Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.
Уровень физической подготовленности позволяет определить:
• степень овладения ребенком "азбукой движений» : базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;
• умение активно участвовать в разных видах двигательной деятелыности, самостоятельно используя свой арсенал двигателыных действий в различных условиях;
развитие физических качеств и двигат льных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особ нностей;
общую двигат льную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).
Диагностические тесты для детей 5-7 лет
Двигательные задания Показатели Оценка функциональных и двигательных возможностей
Тесты для определения скоростных качеств
Бег 10 м с хода 3,0-2,0 с Тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию на сигнал
Бег 30 м с высокого старта 6,2-8,5 с Определяется с максимальной скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
Прыжок в длину с места 90- 145см Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества
Прыжок вверх с места 30-50 см Тест позволяет оценить скоростную реакцию ребенка
Прыжок в длину с разбега 120-200 см Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость
Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы 150-350 см Определяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности
Бросок теннисного мяча удобной рукой 4 -15 м Тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Челночный бег 3 х 10 м 12,5-9,5 с Определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки
Сохранение статического равновесия 1 2,0-30,0 с Тест выявляет и тренирует координационные возможности детей
Подбрасывание и ловля мяча 15—20 (кол-во раз) Тест наиболее ярко характеризует качество ловкости детей и их координационные особенности
Отбивание мяча от пола 10—25 (кол-во раз) Тестируется ловкость, скорость реакции, устойчивость позы
Задания на гибкость 3-12 см Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигателыюго аппарата, эластичность мышц и связок, являющихся их функциональной основой
Тесты для определения выносливости
Бег 90 м на выносливость 30,2-20,8 с Определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата
Тесты для определения силовой выносливости
Подъем туловища из положения лежа на спине за ЗОс 9—24 (кол-во раз) Определяется уровень силовой выносливости