Приложение МААМ

Консультация «Готовим к обучению в школе»

Чаяна Монгуш
Консультация «Готовим к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Готовим к обучению в школе

Готовность ребенка к школьному обучению определяется не только на основе личностных и интеллектуальных составляющих, но и физической. Оздоровление детей и своевременная диагностика их развития - обязатель-ная часть работы дошкольного образовательного учреждения.

Физическая готовность детей к школьному обучению

Темочки:

Физическая готовность ребенка к школьному обучению — это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости его организма, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, физичесшя и умственная работоспособность.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправлшіная работа по формированию физическрй культуры и культуры здоровья.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.

За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошколъного возраста. По результатам всероссийской диспансеризации детей только 32,1% признаны здоровыми (I группа здоровья, 51,7% имеют функциональные отклонения (II группа здоровья, 16,2% — хронические заболевания. Результаты выборочных научных исследований свидетелъствуют о том, что в настоящее время не более 10% детей 5-7 лет можно считать абсолютно здоровыми.

На этапе подготовки ребенка к школе основным моментом в улучшении медицинского обслуживания в детском саду должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и ДОУ.

Пёред поступлением ребенка в школу необходимы тщательное прогнозирование течения адаптации ребенка к новым ожидающим его условиям и формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций.

В области физической культуры и здоровья детей 5-7 лет предлагается комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, представленный следующими блоками.

1-й блок - здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя :

1. Комплексную психолого-физиологическую диагностику развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.

2. Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, отказ от "школьного" типа обучения детей дошкольного возраста.

3. Внедрение технологий создания здоровьесберегающей среды в детском саду:

• рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;

• оптимальный двигательный режим;

• эффективное закаливание;

• обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

преобладание положительных эмоций у детей;

• использование психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей.

4. Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т. д.).

5. Разработку образовательных технологий:

занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофилъмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;

• приемы выполнения упражнений, самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур;

• занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);

• формирование представлений о многообразии физических и спортивных упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

• приемы, направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);

• приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения).

2-й блок - для достижения высокого качества работы по физической культуре планируются:

1. Разработка и реализация вариативных программ, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание занятий по разным видам деятельности соответствующего материала.

2. Использование новейших технологий обучения детей разным видам движений; повышение эффективности занятий физической культуры, проведение мониториига физического развития и состояния здоровья детей.

3. Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

3-й блок- модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения следующих личностно ориентированных педагогических технологий:

1. Разработка дифференцированных занятий по физической культуре с учетом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и половозрастных различий.

2. Разработка технологий оздоровительной физической культуры с учетом уровня индивидуального развития ребенка в дошкольном учреждении.

3. Внедрение элементов креативной педагогики с целью формирования положительной мотивации у детей к самовыражению в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения их двигательной активности.

4-й блок - для развития и совершенствования адаптивных и функциональных возможностей детского организма необходимо использовать комплексы физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, движений, силы, скорости, гибкости).

5-й блок — взаимодействие детского сада с семьей, общеобразовательной и спортивными школами, социокультурным окружением. Основными формами сотрудничества с семьей при этом являются:

• коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые за-нятия);

индивидуальное сотрудничество (анкетирование, "обратнаясвязь", консультации, беседы, домашние задания, "Почтадоверия" — анонимные обращения и пожелания педагогов и родителей);

• наглядно-информационное сотрудничество (стенды, "памятки для родителей", выставки работ, рабочих тетрадей детей);

• активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги "воспитатель — родитель — ребенок");

посещение детьми занятий в школе, спортивных соревнований.

Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и прогнозировать объем средств и методов физического воспитания. Следует также отметить, что обнаруженная неравномерность в развитии двигательной функции детей дает возможность определить причины их отставания или опережения в усвоении программы и наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе сочетания дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовки детей к обучению в школе.

При определении готовности ребенка к обучению в школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности. Диапазон уровня физической подготовленности (разброс между максимальными и минимальными показателями) каждого ребенка позволит оценить его функциональные и двигательные возможности.

Для этой цели мы предлагем использовать различные диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной форме (приложение). Данные тесты были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы, а также во многих регионах России. Эти тесты отличает доступность выполнения. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения. Также они обладают высокой статистической достоверностью. Показатели тестов были получены на основе обследования 696 детей, проведенного в 2005-2007 гг, и могут являться ориентировочными нормативными данными.

Двигательная активность - важный показатель физической подготовленности детей.

Обследование двигательной активности детей проводится 3-4 раза в год (осень, зима, весна, лето) по трем параметрам (объем, продолжительность, интенсивность) в разные режимные моменты дня (во время физкультурного занятия, на прогулке, за целый день пребывания ребенка в дошкольном учреждении).

Комплексная оценка двигательной активности детей дается с использованием методик: шагометрии, хронометрирования, педагогических наблюдений.

Предложенные диагностические тесты для определения физической подготовленности детей помогают воспитателю выявить причины отставания или опережения детей в освоении программного материала, создают предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

Уровень физической подготовленности позволяет определить:

• степень овладения ребенком "азбукой движений» : базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях; элементами техники всех основных видов движений;

• умение активно участвовать в разных видах двигательной деятелыности, самостоятельно используя свой арсенал двигателыных действий в различных условиях;

развитие физических качеств и двигат льных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особ нностей;

общую двигат льную активность ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки двигательной активности).

Диагностические тесты для детей 5-7 лет

Двигательные задания Показатели Оценка функциональных и двигательных возможностей

Тесты для определения скоростных качеств

Бег 10 м с хода 3,0-2,0 с Тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию на сигнал

Бег 30 м с высокого старта 6,2-8,5 с Определяется с максимальной скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места 90- 145см Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества

Прыжок вверх с места 30-50 см Тест позволяет оценить скоростную реакцию ребенка

Прыжок в длину с разбега 120-200 см Тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы 150-350 см Определяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности

Бросок теннисного мяча удобной рукой 4 -15 м Тест позволяет определить скоростную реакцию ребенка

Тесты для определения ловкости и координационных способностей

Челночный бег 3 х 10 м 12,5-9,5 с Определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Сохранение статического равновесия 1 2,0-30,0 с Тест выявляет и тренирует координационные возможности детей

Подбрасывание и ловля мяча 15—20 (кол-во раз) Тест наиболее ярко характеризует качество ловкости детей и их координационные особенности

Отбивание мяча от пола 10—25 (кол-во раз) Тестируется ловкость, скорость реакции, устойчивость позы

Задания на гибкость 3-12 см Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигателыюго аппарата, эластичность мышц и связок, являющихся их функциональной основой

Тесты для определения выносливости

Бег 90 м на выносливость 30,2-20,8 с Определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата

Тесты для определения силовой выносливости

Подъем туловища из положения лежа на спине за ЗОс 9—24 (кол-во раз) Определяется уровень силовой выносливости

Публикации по теме:

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе» Многие родители убеждены,что для подготовки дошкольника к школьному обучению достаточно научить ребенка чтению,письму и основам математики.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Готовим к обучению в школе»
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 06:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Готовим к обучению в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Чаяна Монгуш (УИ 1900332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД