Cветлана Иванова
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Я не открою для вас Америку, если скажу, что каждый ребёнок для каждой мамы не только самый любимый, самый красивый, но и самый умный. И это так. Но, увы, наш ребёнок не всегда бывает самым умным, как бы нам этого не хотелось. И мама усиленно начинает воплощать это в жизнь, делать из ребёнка самого умного в обход играм, в обход детству. Хорошо, если мама сама умная, тогда она сможет всё это совместить. Но если у мамы больше амбиций, чем ума, если мама в своём ребёнке хочет реализовать все нереализованные мечты и желания, то тогда – караул! Бедный ребёнок!
Темочки:
Детство должно быть детством. И взросление, и обучение ребёнка должно быть постепенным, по мере его возможностей, роста, здоровья и индивидуальных особенностей. Дети рождаются разными по росту, по весу, по здоровью, по психологическим особенностям. Кто-то начинает вставать и ходить с 6 месяцев, а кто - то с года и позже - это физические особенности. Мы же не будем ставить малыша на ножки с 4 месяце, если они его не держат (хотя бывает некоторые дети и в 4 месяца стоят и подпрыгивают). Но если мы начнём подгонять своего ребёнка под чьи то стандарты, то это катастрофа! Так почему же неразумная мама пытается научить ребёнка читать и считать с 2-3 лет, когда он ещё не готов и не хочет? Зачем, скажите, смотреть на других и следовать за ними? Научите сначала вашего ребёнка самому элементарному, тому, что он должен знать и уметь в силу своего возраста. 4 года назад я выпустила детей в 1 класс и набирала группу 3-х леток. Привела мама мальчика, долго стояла, расхваливала, какой он умный, и буквы знает и считает до 1 тысячи. Хорошо, я порадовалась, что такие умные дети будут в моей группе, значит, будет легче работать. Ведь это ещё подразумевает, что ребёнок уже всё умеет, он самостоятелен, воспитан. А что оказалось на деле? А на деле вот что:
1-ребёнок не знает что такое горшок, унитаз, потому что он привык какать в памперс. Вопрос - почему? А ему так удобнее. Но извините, вы привели его в детский сад, в группе 35 детей. Мы вышли на прогулку. Ребёнок захотел в туалет. Я должна бросить всех, бежать одевать ему памперс, он покакал, я должна его снять и подмыть ребёнка. Это как?
2-ребёнок не может обслужить себя - не умеет сам одевать носки, трусы, колготки (остальное мы одеваем);
3- ребёнок не умеет держать ложку, его нужно кормить. Как говорится, «не царское это дело».
А тогда, извините меня за вопрос, для чего ему в три года нужно считать до тысячи? Вы, что, его в магазин отправите за продуктами, и он будет считать сдачу? Ребёнок не обладаем элементарными навыками поведения и самообслуживания, не знает, как общаться с взрослыми и детьми. Мама считает, что это не нужно, в первую очередь нужно научить считать и писать. А зачем!
Ещё проблема – ребёнок хочет играть. Мы знаем, что он растёт, развивается, получает жизненный опыт в игре. А мама хочет, чтобы он ходил на рисование, английский, танцы и многие другие кружки (хорошо ещё если по отдельности, а бывает, что и на всё сразу записывают). Ребёнку даже покушать некогда, бедного его поднимаем с кровати, сонного одеваем, а он капризничает и хочет спать. А мама воспитывает в нём силу воли. Хорошо ещё, если и ребёнок хочет что- то делать и их желания совпадают. Но, увы! Ни для кого не является секретом, что некоторые мамы делают это опять же из - за своих амбиций, некоторые для того, чтобы можно было похвастаться своим чадо: «А вот у меня ходит туда - то и туда…», «А вот мой ходит туда…». И начинают друг пред другом. Да ещё бывает и с осуждением смотрят на маму, которая молчит и не хвалится своим ребёнком. Она просто гуляет, играет, изучает мир вместе с ним, беседует, обсуждает прочитанные книги и увиденные ситуации. Она находится с ним на одной волне и живёт с ним одной жизнью. Такой ребёнок никогда не устанет от занятий и не скажет: «Надоели мне твои танцы». И маме не надо никому хвалиться и доказывать, что её ребёнок самый…
Не надо реализовывать на детях наши нереализованные мечты и планы. Мой ребёнок, это не я. Это другая личность со своими желаниями, возможностями и интересами. Если он готов читать - учите его. А если он хочет играть, дайте ему эту возможность, пусть играет. Когда ребёнок будет готов, а он непременно будет, ведь его возможности идут соответственно возрасту, вот тогда и начните учить с ним буквы и цифры. И поверьте мне, обучение пойдёт гораздо быстрее и успешнее, и он ещё перегонит всех тех, кого учили в 2-3 года. Он просто будет уже наигравшимся и подготовленным физически и морально.
Моя подготовительная группа. Мы много учимся и в саду и на дополнительных занятиях. Дети слушают, воспринимают, запоминают. Я вижу, что им интересно. Но я также вижу, что во главе угла у них всё равно стоит игра. Любую свободную минуту они играют. Иногда даже слышу: «Ну вот, опять заниматься. А мы хотим играть». Да, дорогие мои детки, опять. Потому что мы без пяти минут уже школьники, а в школе обязательные уроки, там уже не игра. Даже спать идут с игрушками, кто то просто кладёт рядом, кто то потихоньку играет под одеялом. Ну что с ними сделаешь! Иногда повозмущаюсь, больше для порядка. А у кого- то приходиться забирать игрушку, если становится слишком шумно.
Подготовительная группа. Пришёл новый ребёнок. Отличается от моих детей: выше, крупнее, бегло читает, считает, много знает. Видно, что занимались, учили, где то может и целенаправленно натаскивали. Но, самостоятельности никакой: «Оденьте меня, я не умею. Куда мне сесть, где взять стул, а куда его поставить, а как взять ложку, я не умею правильно». Культура поведения оставляет желать лучшего: не вынимает палец из носа и на занятиях и за столом во время еды. Говорю ему: «До свидания». В ответ слышу «Досвидос!», да ещё и с гримасами. Здесь видно, что все усилия бабушки, которая занималась его воспитанием, были приложены к тому, чтобы научить грамоте: «Вот он у нас какой умный, все знает!», а на остальное - нормы поведения, социализация, не обращали никакого внимания. На занятиях мешает всем, разговаривает, гримасничает, катается на стуле. Сколько времени нужно будет в школе оторвать учителю от урока, чтобы привести этого ребёнка в норму.
Мы идём в ногу со временем, работаем по ФГОСам. К школе мы готовы : читаем, считаем, решаем задачки, знаем, что такое дисциплина, как ведут себя на занятиях. Изучаем правила поведения в быту и в общественных местах. К 6-7 годам ребёнок уже считает себя большим. Ему кажется, что ему уже пора в школу. Ведь это так здорово - новая жизнь, «устал от вашего детского сада, надоел он мне, здесь спать надо, а в школе нет»). Забрали у меня Катю в школу на год раньше всех. Счастливая, довольная: «Вы маленькие! А я большая, уже в школу иду!». И что вы думаете, проходит неделя, вторая, приходит моя Катерина ко мне не группу со слезами (мама работает у нас в детском саду) : «Не хочу в школу! Хочу обратно! В детском саду лучше». Но мы - то с самого начала готовим их к школе и эмоционально, и психологически тоже: «Вы уже большие. Скоро пойдёте в школу. Школьники так себя не ведут. Мы вам рассказываем всё это для того, чтобы вы много знали и получали в школе одни пятёрки». Слушают. Прислушиваются. Запоминают. Стараются. Как становится радостно на душе, когда я вижу, что моя работа пошла на пользу. Когда забегают мои выпускники и говорят: «А меня хвалят в школе, потому что я много знаю. Как я соскучился по вам, по вашему детскому саду, по вашим занятиям по экологии»