Ирина Николаевна Пожалюк
«Готов ли ваш ребенок к школе?» Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое нравственная готовность к школе
Нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Что же могут и должны сделать родители, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая родителей, но и радостным, результативным?
Публикация «„Готов ли ваш ребенок к школе?“ Консультация для родителей» размещена в разделах
В каждой семье, где подрастает бедующий первоклассник, часто возникают разговоры о школе. О том, как лучше подготовить ребенка, чтобы он хорошо учился. В последние годы родители чаще всего этот вопрос решают односторонне, заботясь лишь о том. Чтобы малыш научился читать, усвоил элементарные математические знания. Нередко бывает так, когда родители, подготавливая ребенка к школе, просто проходят с ним часть программы первого класса. А вот это как раз и не следует делать! В первую очередь следует позаботиться о нравственной психологической готовности детей к школьному обучению.
Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом качеств, таких, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.
Организованность.
Она проявляется в малом и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и так далее.
Какие можно предложить педагогические советы для воспитания организованного поведения? Конечно, каждый родитель будет использовать их в соответствии с индивидуальностью ребенка. Общей атмосферы семьи и собственным пониманием.
Каждой вещи свое место.
Это определяет четкость организации любого дела, ненужность суеты, авральных уборок и наведения порядка. Порядок в своих вещах, в своей комнате должен поддерживать сам ребенок без напоминаний и замечаний взрослого. В выполнении этого правила не должно быть ни каких исключений, ни при каких обстоятельствах. Его игнорирование отрицательно сказывается на общем порядке в доме и самочувствии всех членов семьи.
А как же самостоятельность детей? Она проявляется в том, что ребята сами определяют место каждой вещи, порядок своего уголка или комнаты.
Режим дня.
Каждая семья устанавливает определенный порядок, который касается всех ее членов, в том числе и детей. Это, прежде всего, относится к организации быта и режима дня. К четкому распорядку дня ребенка нужно приучать постепенно и очень настойчиво. И здесь можно выделить определенные правила организованного поведения:
вставай, ешь, гуляй в одно и то же время;
умей занять себя самостоятельно интересным делом;
чередуй подвижные, шумные игры и развлечения со сложными занятиями;
найди время для общих семейных дел и труда;
старайся не тратить много времени на режимные процессы (одевайся быстро, убирай сразу все на место, аккуратно ешь и так далее).
Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в выходные дни (если он посещает детский сад). Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Это касается изменения времени сна, приема пищи, других режимных моментов, так и содержания детской деятельности. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности дошкольника, в которой активное участие принимают старшие. Родители вместе с ребенком заранее обсуждают план проведения выходных дней: что сделают по дому, какую совершат прогулку, во что поиграют, что почитаю. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослым является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, так как определяет развитие личности.
В дошкольном возрасте организованность только начинает формироваться, и, соответственно, уровень ее развития различен. Это с одной стороны зависит от характера индивидуального развития под воздействием семьи. С другой стороны, от тех требований, которые предъявляют ребенку в детском саду.
Инициативность.
К концу старшего дошкольного возраста организованность проявляется в таких качествах, которые имеют особенно важное значение в подготовке к школьному обучению : ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным.
Это качество особенно ценно для нравственного становления личности. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что при формировании инициативности важно:
уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;
поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому незначительной. Благодарить, хвалить за проявленную инициативу, раскрывать ее достоинства, предостерегать, если есть ошибки, недостатки, отрицательные стороны.
Самостоятельность.
Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду.
Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые много не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни.
Воспитанию организованности, инициативности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных, посильных обязанностей в семье.
Своевременное приучение дошкольников к выполнению обязанностей в детском саду и семье предупреждает возникновение безответственности, воспитывает у ребенка умение заставить себя сделать необходимое дело, преодолеть трудности, а они непременно встретятся во время учебы.
Раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более полной, интересной. Он приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени нуждается в помощи взрослых, усваивает полезные практические навыки, учиться дорожить временем, по-новому оценивает труд окружающих, приучается видеть свое участие в общем деле.
Ответственность.
Ответственное выполнение трудовых обязанностей, поручений постепенно становится привычной деятельностью и в значимой мере определяет готовность детей к школьному обучению.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности ребенка, первые чувства ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывают преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.
Интерес к учебной деятельности.
Каждый ребенок 6- 7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес проявляется в детских высказываниях. Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться, сколько новых друзей будет у ребят. Но, к сожалению, иногда желание поскорее сесть за парту пропадает. Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе как серьезной деятельности, важной работе, а интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники, новые друзья.
Поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
Умение жить в коллективе.
Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной нравственной готовности к школе – умением жить в коллективе, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других. Казалось бы, учение – индивидуальная деятельность и в ней «каждый за себя». Но успешная и плодотворная для всех школьная жизнь не ограничивается рамками урока, в ней всегда есть место и взаимному труду, и помощи, и умению радоваться чужим достижениям.
Взрослому следует показывать примеры своевременной помощи, проявления внимания к членам семьи, близким людям, друзьям.
Учите детей общаться
Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: новые взрослые, сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети значительно быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если они умеют общаться.
Что же родители могут сделать для того, чтобы научить ребенка общаться? Прежде всего, у детей надо сформировать такие навыки:
уметь слушать собеседника, не перебивать его;
говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости и вульгаризмов.
Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, кричат, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.
Преодолеть эти недостатки помогают игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создавать условия для общения дошкольников со сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе: считаться с мнением других, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать. Ребенка необходимо учить, не только слушать других, но и признавайте право на его собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка и подчиняться формуле «взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать ошибки, извиняться.
Все это – залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.
Играйте с детьми
Игра – наиболее значимая. А поэтому необходимая для ребенка деятельность. В игре формируются навыки, необходимые для любого творческого труда, приобщения растущего человека к социальной жизни.
Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они приходят в школу «не наигравшись». Порой подвижные, настольные сюжетно – ролевые игры детей заменяются компьютерными играми, за которыми ребенок проводит все свободное время.
Почему же так важно играть с ребенком, особенно в годы подготовки к школе?
В игре дети:
учатся применять имеющие у них знания;
ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающейся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.
В игре развиваются все психические процессы- внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.
Почему родителям нужно играть с ребенком, то есть руководить игрой? Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправленной, интересной, развивающей. Во-вторых, игра требует партнеров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой партнер. И, наконец, в-третьих, игра - своеобразное общение, и участие в нем родителей доставляет ребенку большую радость.
Играя с детьми, взрослому нужно помнить, чтобы игра получилась, нужно, чтобы в ней были правила, игровое действие. И, наконец, для игры нужны знания. Обыгрывание роли, развитие действия, решение конкретной игровой задачи требует предварительного получения знаний. Которые могут возникнуть из совместных бесед, наблюдений, просмотров передач, чтения и обсуждения книг.
Советы по организации игры
Никогда не отказывайтесь поиграть с ребенком, даже если Вам очень некогда. Обязательно находите время для совместной игры, договаривайтесь об этом заранее.
Подбирайте игры, соответствующие возрасту и индивидуальным способностям ребенка, чтобы у ребенка не пропал интерес к игре.
Подробно и понятно объясняйте правила игры. Будьте объективны в оценке игрового результата. Поддерживайте ребенка, если игра «не идет», хвалите за честное стремление к победе.
Придумывайте новые игры сами вместе с ребенком. Давайте ему придумывать разные варианты одной игры.
Нужна ли специальная подготовка к школе
Перед всеми родителями бедующих первоклассников возникают вопросы: нужно ли ребенка учить читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием. Ответы на эти вопросы не однозначны. У многих родителей имеется устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в первый класс, умея хорошо читать, считать и решать элементарные задачи. То в школе ему будет скучно, неинтересно. В таких семьях сознательно тормозят естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе.
Существует и противоположная позиция – ребенку необходимо заранее дать те знания, которые он должен получить в первом классе.
Так как же быть?
Если Вы располагаете временем, готовы играть вместе с ребенком в разные звуковые, словесные и математические игры, если вы умеете получать от всего этого удовольствие и хотите научить своего малыша тоже получать удовольствие от занятий, от необходимости, преодолевать трудности – начинайте обучать его счету и умению слышать и выделять из слова звуки. Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Именно это облегчит его дальнейшую школьную жизнь, избавит от многих проблем.
С чего же начать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры! Существует множество игр со звуками.
Игры со звуками помогают развить фонетический слух и фонематическое восприятие.
Фонетический слух – это тонкий систематизированный слух, способность различать и узнавать звуки, составляющие слово. Без развитого фонетического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонетического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, [Р] и [Л], [Ц] и [Ч] и другие.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонетического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематических процессов.
«Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Кто больше?»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [Р]. За каждое названное слово дается поощрительное очко.
«Придумай больше»
Взрослый, называя какой - ни будь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук.
«Цепочки слов»
Это игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий называет свое слово. Образуется цепочка слов: аисТ – ТарелкА – Арбуз.
«Юные поэты»
Взрослый дает ребенку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов (мышки – пышки, дочки – точки, бочка – почка, и т. д.). До начала игры можно рассмотреть картинки, обращая внимание ребенка на окончания слов, обозначающих изображенные предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения – двустишия, например:
В норке жили – были мышки,
А на столе лежали пышки.
«Эхо»
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»).
«Поймай рыбку»
Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка, привязанная к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок вылавливает удочкой только те картинки, в названии которой есть определенный звук, выбранный заранее. Или ребенок вылавливает картинку и называет звук, на который начинается ее название.
«Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
«Начало, середина, конец»
Учите детей определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце. Предложите найти на картинке, среди картинок лото слова, которые начинаются на [а], заканчиваются на [а]. Или просто предложите определить место звука в слове.
«Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр, воробей, грач…
– Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний – [а].
– Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: что заканчивается на [а]; что начитается на [с], в середине слова звук [т] и так далее. Итак, Ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного: ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаем успехов в вашей общей с ним новой интересной школьной жизни!