Ильчук Елена
Годовой отчет учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад «Радуга»
учителя-логопеда
Ильчук Елены Александровны
за 2020 – 2021 учебный год
Целью логопедической службы в целом является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Основной целью работы логопедического пункта МКДОУ «Детский сад «Радуга» является построение системы коррекционно-развивающей работы, обеспечение средств и условий для устранения речевых недостатков у детей 5-7 летнего возраста, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Публикация «Годовой отчет учителя-логопеда» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
В процессе коррекционного обучения решались следующие задачи:
- диагностика и анализ звукопроизношения, фонематичесого восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи старших дошкольников;
- разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у старших дошкольников;
- преодоление недостатков речевого развития в целом;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие умения анализа и синтеза звукового состава речи;
- развитие умения овладевать элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;
- развитие психических процессов;
- расширение активного и пассивного словарного запаса;
- формирование связной, грамматически правильно оформленной речи;
- формирование навыков учебной деятельности;
-осуществление взаимосвязи в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Деятельность логопункта включала следующие направления работы:
1. Коррекционно-развивающее:
-создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
2. Мониторинговое (диагностическое) :
-отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. 3.3. Профилактическое:-создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
3. Просветительское (диагностическое) :
-создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОО, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, НВОНР ФНР и другие.
Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
В 2020-2021 учебном году коррекционно-логопедическая работа на логопункте ДОУ строилась на основе рабочей программы по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопедического пункта на 2020-2021 учебный год.
В основе создания программы использован опыт работы, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами. В частности:
- «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой,
- «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.
Данные задачи решались согласно циклограммы рабочего времени при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий, консультаций для родителей и сотрудников ДОУ.
В результате проведенного первичного обследования воспитанников группы общеразвивающей направленности детей возраста 5-6 лет № 2 (23 человека, группы общеразвивающей направленности детей возраста 5-6 лет № 1 (20 человек, группы общеразвивающей направленности детей возраста 6-7 лет № 1 (20 человек, группы общеразвивающей направленности детей возраста 6-7 лет № 2 (19 человек). Всего обследовано 82 воспитанника. На логопункт ДОУ было зачислено 27 детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Из них:
- детей с ОНР (общее недоразвитие речи III уровня) 1 человека (3,7%);
- детей с ТНР (ОНР общее недоразвитие речи II уровня) 1 человек (3,7%);
- детей с НВОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи) – 2 человека (7.4%);
- детей с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 14 человек (51,8%);
- детей с ФНР (фонетическое нарушение речи) – 8 человек (29,7%);
- детей с ФНР (фонетическое нарушение речи) сочетанное с закрытой ринофонией - 1 человек (3,7%);
Переведено на повторный курс: 8 человек.
Для построения занятий использовалась следующая литература:
- З. Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»-С. П. : Детство-Пресс,2002
- О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно».-С. П. :Литера,2001
- Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».-М. :Владос,2002
- Е. В. Кузнецова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи».-М. :ТЦ,1999
- Е. А. Азова, О. О. Чернова «Учим звуки Р, РЬ. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Мо сква, «Сфера», 2012
- Е. А. Азова, О. О. Чернова «Учим звуки Л, Ль. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. Мо сква, «Сфера», 2012
- Е. А. Азова, О. О. Чернова «Учим звуки Л-Р, Ль-Рь. Домашняя тетрадь для детей 5-7лет. Москва, «Сфера», 2012
- Е. А. Азова, О. О. Чернова «Учим звуки С-Ш, З-Ж, Ч-Щ, С-З, Сь-Зь. Домашняятетрадь для детей 5-7 лет. Москва, «Сфера», 2012
- А. В. Ястребова Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М. :АРКТИ,1999
- Р. А. Кирьянова Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи. -С. П. :КАРО,2002
- В. И. Руденко «Домашний логопед». -Ростов на Дону:феникс,2002
- Г. С. Швайко «Игровые упражнения для развития речи».-М. :просвещение,1988
- З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей».-С. П. :Детство-Пресс,2005
- Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием».-М. :ГНОМ и Д,2000
- В. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН».-ГНОМ,2005
- Н. В. Курдвановская «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет».-М. :Сфера,2007 Сфера,2009
- Н. В. Соловьёва «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи» Москва и. - М. :ТЦ
- Л. И. Богомолова «Нарушение произношения у детей» Москва, «Просвещение», 1971
- Косинова Е. М. Уроки логопеда или Большой логопедический учебник. М., 2010.
- Косинова Е. М. Домашний логопед или Азбука произношения. М., 2005.
- Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Литера, Спб., 2010.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. Изд. Мир книги, 2010.
- Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.
- Краузе Е. Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Корона-принт, 2009.
- Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Просвещение, 1966, 1981, 1989.
- Надежда Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Эксмо, 2016.
- Волосовец Т. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Academia, 2000.
- Новиковская О. А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. Спб., Корона-Век, 2013.
- Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Изд. "Библиополис", Спб, 1994.
- Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. Спб., Детство-Пресс, 2013.
В начале учебного года составлена рабочая программа по логопедии, циклограмма рабочего времени, журнал учета движения воспитанников логопедического пункта МКДОУ «Детский сад «Радуга», заполнены речевые карты на каждого зачисленного ребенка. Ведется ежедневный журнал учета посещаемости логопедического пункта детьми.
Приобретена литература для проведения коррекционно-развивающих занятий:
1. Программа коррекции речевых нарушений на логопедическом пункте ДОО для детей 5-7 лет / сост. : Червякова Н. А., Клименко Е. А., Летуновская Т. А. и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2019. – 112 с.
2. Ярославцева И. Б. / Кукольный театр для малышей. - М. : ТЦ Сфера, 2019.- 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
3. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2017. – 288 с. : ил.
4. Песочная терапия в развитии дошкольников. / Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. М. :ТЦ Сфера, 2020.- 64 с. (Библиотека Логопеда).
5. Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО. / Танцюра С. Ю., Васильева И. Н. – М. : ТЦ Сфера, 2019. 64 с. (Библиотека Логопеда).
6. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [С], [С’]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
7. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [З], [З’], [Ц’]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
8. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [Л], [Л’]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
9. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [Ч], [Щ]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
10. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [Р], [Р’]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
11. Тетрадь для рисования. Серия «Логопедические тетради» «На звук [Ж], [Ш]» /ООО «ВК Дакота», г. Киров.
12. Нищева Н. В. / Слоговые таблицы. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.-32 с., цв. ил.
13. Нищева Н. В. / Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Выпуск 2. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет). Худ. И. Н. Ржевцева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-8 с., цв. ил.
14. Нищева Н. В. / Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Выпуск 3. Старший дошкольный возраст, подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет). Худ. И. Н. Ржевцева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-8 с., цв. ил.
Изготовлены различные дидактические игры для коррекции звукопроизношения у детей логопатов:
- «Звуковая улитка»;
- «Подарки для Раи и Егора»;
- «Лунопочта»;
- «Рыбалка»;
- «Звуковой лабиринт»;
- «Веселые язычки»;
- «Надень шляпу»;
- «Разрезные буквы»;
- «Что спрятал художник»;
- «Чего не хватает»;
- «В бутылке лежит»;
- «Мила мыла….»;
- «Профилатические листы для предупреждения дисграфии»;
- «Кинезиологически дорожки»;
- «Мнемотаблицы в стихах»;
- «Картинки «Кто, где сидит?»;
- Картинки «Что, где лежит?» (предлоги);
- «Футбол»;
- «Пересчитай» (на звук ш);
- «Свари компот»;
- «Разложи вещи в шкафу»;
- «Звуковые дорожки»;
- «Путаница»;
- «Заплатки».
Проведено развлечения для детей подготовительной группы по логоритмике совместно с инструктором по физической культуре Дубровской А. В. на тему: «Логопедическая спартакиада в подготовительной группе: «Молодцы — удальцы».
Организованы выступления на районном методическом объединении (в он-лайн формате) с демонстрацией открытого занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш]». Подготовлен доклад на тему: «Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии».
Проведено открытое занятие в ДОУ на тему: «Автоматизация звука [р]»
Подготоленна инсценировка с детьми старшей подготовительной группа по произведению А. Барто «Ревушка-коревушка»
Проводилась работа над самообразованием посредством просмотра вебинаров на темы:
- «Методическое обеспечение организации образовательного процесса обучающихся с интеллектуальными нарушениями (обзор учебной и методической литературы)»;
- «Особенности логопедической работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)»;
- «Автоматизация «трудных» звуков в связной речи. Настольные и интерактивные игры и упражнения»;
- «Из опыта работы логопеда: Разбор случаев из практики»;
- «Применение метода «Фототерапии» в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные нарушения. Практическое применение техник и упражнений с использованием фотографий»;
- «Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов»;
- «Роль музыкально-ритмической культуры в становлении речи ребенка и логопедические приемы ее развития»;
- «Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента»;
- «Коррекция поведения дошкольников с ОВЗ. Современные тенденции»;
- «Основные направления коррекционной работы с неговорящими детьми. Трансляция опыта»;
- «Организация коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями».
- «Использование интерактивных игр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»;
- «Развитие познавательной, эмоциональной и речевой сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста через педагогическую технику «Сторителлинг»;
- «Понятие «отклоняющееся развитие». Типология нарушенного развития»;
- «Использование платформы zoom при проведении дистанционных логопедических занятий»;
- «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками с ОВЗ»;
- «Рецепты запуска речи – результаты коррекционных занятийс ребенком с аллалией»;
- «Палитра творческого развития в детском саду и начальной школе»;
- «Развитие сенсорных систем ребенка как основа коррекционной работы учителя-логопеда»;
- «Особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающих ОО, имеющих интеллектуальные нарушения»;
- «Секреты запуска речи у неговорящего ребенка»;
-«Продвинутые технологии для педагогов ДОО и ОО. Как самим создать образовательные мультфильмы и правильно вести физкультуру дистанционно».
Приняла участие:
- во II Всероссийском форуме «Воспитатели России» : «Воспитаем здорового ребенка. Регионы»;
- в III Всероссийском форуме «Воспитатели России» : «Воспитаем здорового ребенка. Поволжье»;
- во Всероссийской онлайн-конференции для педагогов и родителей «Вызовы образования 2020: традиции и цифра».
Прошла обучение по повышению квалификации на темы:
- «Навыки оказания первой помощи в образовательных организациях в обьеме 36 часов»;
- «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)» в обьеме 36 часов.
Приняла участие в педагогических марафонах на темы:
-«Технологии менеджмента образовательной организации: Рабочая программа педагога»;
- «ИКТ- Технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации концепции дистанционного обучения»;
Опубликовывала педагогические наработке на личной страничке на сайте МААМ. ru.
Создала сообщество в социальной сети ВК «Советы логопеда» для информирования родителей (законных представителей) о работе логопедического пункта ДОУ. Для взаимодействия с родителями. И для выкладки памяток и рекомендаций при работе по закреплению коррекционной работы с логопедом в домашних условиях.
8. Принимала участие в жизни детского сада (присутствие на МО в ДОУ, участие в мастер классах педагогов ДОУ, участие в развлечениях и новогодних утренниках и т. д.).
С целью взаимосвязи с другими педагогами ДОУ и родителями осуществлялись личные консультации, беседы (по вопросам проведения артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков в повседневной жизни детей, выполнения домашних заданий).
Систематически обновлялась информации на стенде логопеда:
- Памятка «Что полезно нашим детям»;
- Советы логопеда «Взаимосвязь логопеда и семьи»;
- Памятка «Проблемы первоклашек»;
- Советы логопед «Рекомендации родителям по профилактике дисграфии (нарушение письма) в дошкольном возрасте»;
- Памятка «Поговорим о заикании»;
- Памятка «Речевые игры по дороге в детский сад»
- Информация «Фонематический слух-основа правильной речи»;
- Советы логопеда «Подрезать уздечку – а будет ли толк»;
- Памятка «Подготовка руки к письму»;
- Памятка «Зачем логопед задает домашние задания»;
- Советы логопеда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
- Рекомендации «Советы при заикании»;
- Советы логопеда «Путешествие в страну звуков»;
- Памятка «Пуговичный массаж»;
- Памятка «Поиграем со сло-га-ми».
Являясь секретарем психолого-педгогического консилиума МКДОУ «Детский сад «Радуга» вела протоколы заседаний, журнал учета заседании, журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума.
Проводилась работа по самообразованию на тему: «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель работы: разработать качественно новый подход в использовании дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.
Задачи:
1. Обновить и модернизировать с учетом современных требований образовательно-игровую среду, способствующую развитию всех компонентов речи.
2. Разработать и оптимизировать современные методы работы в преодолении речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать целенаправленное, квалифицированное, комплексное и систематическое применение дидактических игр в коррекционно-образовательном процессе.
Этапы работы:
1. Изучение норматино-правовой базы.
2. Подборка теоретического материала по вопросу дисграфии, профилактики дисграфии.
3. Разработка перспективного плана работы.
4. Подборка игр для профилактики оптической дисграфии.
5. Изготовление игр для профилактики оптической дисграфии.
6. Подборка диагностических проб для выяления предпосылок к развитию оптической дисграфии.
7. Выступление на методическом объединении ДОУ мастер-класс «Знакомство старших дошкольников с образом буквы для профилактики оптической дисграфии» (подготова памяток для педагогов ДОУ)
8. Подборка серии памяток для родителей «Профилактика оптической дисграфии».
9. Создание проекта «Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи».
10. Подвидение итогов работы по самообразованию – презентация.
В итоге такой работы у детей сформируется сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляющая собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций.
Достигая минимально необходимого уровня зрелости, эти функции создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко – буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова и реализации графомоторной программы.
Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.
Проанализировав свою коррекционно-логопедическую работу за 2020-2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные мной в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.
Учитель-логопед ___ /Ильчук Е. А. /