Косинкина Татьяна
Глоссарий по проектно-исследовательской деятельности
Глоссарий по "Проектно - исследовательской деятельности"
Актуальность работы - Обоснование актуальности заключается в объяснении, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Гипотеза - предположительное (без доказательств) суждение об объекте исследования и закономерной связи явлений, основанное на фактах и анализе исходной информации, обязательный элемент в структуре исследовательского проекта. Гипотезы могут быть сформулированы в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: "школьный двор чище там, где к нему приложили свои руки обучающиеся".
Публикация «Глоссарий по проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Групповая проектно-исследовательская работа - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, направленное на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов. Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются : потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне осознанную человеческом цель; операция - это способ осуществления действия.
Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной работы, имеющая целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (в частности, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).
Долгосрочный проект - проект продолжительностью от одной учебной четверти и более (до нескольких лет).
Задачи - комплекс мер, необходимых для достижения цели работы. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.
Защита работы - процесс представления результатов проектно-исследовательской работы (с обоснованием ее эффективности, социальной значимости и т. д.) и презентации работы, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
Исследовательская работа обучающихся — деятельность, связанная с решением обучающихся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Консультант - педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию в проектно-исследовательской работе, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно для осуществления выбранной темы.
Координация - способ управления работой группы обучающихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель работы, а выступает в качестве одного из участников, наравне с остальными.
Моделирование – один из теоретических методов научного познания; воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью.
Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.
Наблюдение как метод исследования – это целенаправленное, разработанное по подготовленному плану фиксирование исследуемых явлений с целью их последующего анализа и использования в практической деятельности.
Опыт - Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; эксперимент.
Оппонент - обучающийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие недочеты представляемой работы.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская деятельность - исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Поли функциональность материалов - разнообразное использование различных составляющих предметной среды. Например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Портфолио (проектная папка) - подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над выбранной темой.
Презентация работы - процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектно-исследовательской работы.
Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта.
Проект - 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем (проект в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед). Также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.
2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также меж предметного курса.
Проектирование - процесс разработки проекта (в значении 1) с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования : обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии.
Проектная работа обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская работа — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектные ситуации (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно решать с использованием метода проектов.
Результаты проекта
1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных обще учебных умений и навыков (ОУУН) и др.
Рецензент - специалист, представляющий на защите проекта рецензию на подготовленную проектно-исследовательскую работу.
Руководитель проектно-исследовательской работы - педагог, непосредственно координирующий проектно-исследовательскую работу группы или индивидуального исполнителя.
Структура проектно-исследовательской работы - последовательность этапов проектно-исследовательской работы. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта, и другие (необязательные) этапы.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Её придумал Генрих Саулович Альтшуллер, переработав порядка 100 тысяч изобретений, описанных в СССР.
Цель проектно-исследовательской работы - модель желаемого конечного результата деятельности.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории. Эксперименты могут значительно различаться по целям и масштабам.
Этапы проектно-исследовательской работы - основные периоды работы над проектно-исследовательской работы.