Наталья Ивашко
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Глиняная дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
проведения непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Глиняная дымковская игрушка России».
Цель: Знакомить детей с народной игрушкой и дымковской росписью. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Глиняная дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Задачи:
Образоваттельные: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Технологии:
Здоровье сберегающая;
Информационно-коммуникативная технология;
Игровая технология;
Технология художественно эстетического развития.
Предварительная работа:
Беседы о глиняных игрушках, об истории возникновения дымковской игрушки; рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий; просмотр слайдов; чтение литературы; экскурсии.
Демонстративный материал:
Мультимедиа, иллюстрации, музыкальные произведения, карточки с орнаментами. Раздаточный материал: силуэт барыни, гуашь, кисти.
Этапы Деятельность педагога
Деятельность детей
Демонстративный
материал
1.
Вводная часть. В. Давайте посмотрим видео ролик. Кто стал главным героем этого танца?
Д. Дымковская игрушка.
В. Правильно. Посмотрите, какие красивые дымковские игрушки выставлены.
Дети рассматривают игрушки.
В. Послушайте стихотворение.
«Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Так про какое место рассказывалось в стихотворении?
Д. В стихотворении говорилось о селе Дымково.
В. Правильно. В стихотворении говорилось о селе Дымково. Мы с вами раньше уже знакомились с дымковской игрушкой, кто нибудь помнит как звали мастеров, которые делали игрушки.
Д. Мастерица дымковской игрушки звали Пенкина, Анна Мерзина. Показ видео ролика
Дымковские игрушки.
Показ слайдов села Дымково.
Показ слайдов мастеров дымковской игрушки
2.
Основная часть.
В. Молодцы. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов.
В. Для чего раньше создавали дымковскую игрушку?
Д. Дымковскую игрушку создавали для детей, чтобы они играли ею.
В. Правильно. Ведь раньше не было таких игрушек, как сейчас у нас. А деткам тоже хотелось играть.
В. Посмотрите, какая красивая мастерская, но случилась неприятность, со временем наши красивые ковры порвались. Давай поиграем с Вами в игру и залатаем наши коврики.
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: На красивом коврике. (два коврика) оказались дырки. возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки в ковре.
Дети делятся на две команды.
В. Как хорошо вы заштопали ковры, какие они теперь стали красивыми. Вам понравилось?
Д. Очень.
В. Присядьте на стульчики. Мы учили стихи про дымковские игрушки, давайте повторим их и посмотрим на слайды, о какой игрушке говориться в них.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Д. Кони
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Д. Свистульки птички, индюк
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Д. Барышня.
В. Вы ответили правильно, что общего между игрушками.
Д. Узоры.
В. Какие элементы орнамента Вы видите на игрушках?
Д. Круги, полоски, волнистые линии, точки, колечки.
В. Сейчас встаньте и разомнём наши пальчики.
В. Пальчиковая гимнастика:
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко,
Кулачки разжали –сжали.
Вот и пальчики размяли
В. Дети, на столах для вас приготовили гуашь, кисти и водичку, но чего то не хватает. Как вы думаете Чего?
Д. Силуэта самой фигурки игрушки.
В. Правильно. Мастера, прежде чем расписать игрушку, сначала рисуют узор на силуэте игрушки. Подходите к столу и выбирайте силуэт любой игрушки, которая вам понравилась. Затем присаживайтесь за столы и приступайте к созданию своей игрушки.
Два ковра разрисованные дымковскими узорами на листах ватмана, заплатки для этих ковров.
Русская народная музыка.
Слайд с изображением коня
Слайд с изображением птичек
Слайд с изображением барышни
Конспект
проведения непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
на тему «Глиняная дымковская игрушка России».
Цель: Знакомить детей с народной игрушкой и дымковской росписью. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Задачи:
Образоваттельные: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Технологии:
Здоровье сберегающая;
Информационно-коммуникативная технология;
Игровая технология;
Технология художественно эстетического развития.
Предварительная работа:
Беседы о глиняных игрушках, об истории возникновения дымковской игрушки; рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий; просмотр слайдов; чтение литературы; экскурсии.
Демонстративный материал:
Мультимедиа, иллюстрации, музыкальные произведения, карточки с орнаментами. Раздаточный материал: силуэт барыни, гуашь, кисти.
Деятельность педагога
Деятельность детей
В. Давайте посмотрим видео ролик. Кто стал главным героем этого танца?
Д. Дымковская игрушка.
В. Правильно. Посмотрите, какие красивые дымковские игрушки выставлены.
Дети рассматривают игрушки.
В. Послушайте стихотворение.
«Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Так про какое место рассказывалось в стихотворении?
Д. В стихотворении говорилось о селе Дымково.
В. Правильно. В стихотворении говорилось о селе Дымково. Мы с вами раньше уже знакомились с дымковской игрушкой, кто нибудь помнит как звали мастеров, которые делали игрушки.
Д. Мастерица дымковской игрушки звали Пенкина, Анна Мерзина.
В. Молодцы. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывали с весенним праздником Свистуньи, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Мастера лепят игрушки и расписывают их узором, который состоит из множества ярких цветов.
В. Для чего раньше создавали дымковскую игрушку?
Д. Дымковскую игрушку создавали для детей, чтобы они играли ею.
В. Правильно. Ведь раньше не было таких игрушек, как сейчас у нас. А деткам тоже хотелось играть.
В. Посмотрите, какая красивая мастерская, но случилась неприятность, со временем наши красивые ковры порвались. Давай поиграем с Вами в игру и залатаем наши коврики.
Игра «Зашиваем ковер»
Цель: для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры: На красивом коврике. (два коврика) оказались дырки. возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки в ковре.
Дети делятся на две команды.
В. Как хорошо вы заштопали ковры, какие они теперь стали красивыми. Вам понравилось?
Д. Очень.
В. Присядьте на стульчики. Мы учили стихи про дымковские игрушки, давайте повторим их и посмотрим на слайды, о какой игрушке говориться в них.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
(Народное творчество)
Д. Кони
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Д. Свистульки птички, индюк
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Д. Барышня.
В. Вы ответили правильно, что общего между игрушками.
Д. Узоры.
В. Какие элементы орнамента Вы видите на игрушках?
Д. Круги, полоски, волнистые линии, точки, колечки.
В. Сейчас встаньте и разомнём наши пальчики.
В. Пальчиковая гимнастика:
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко,
Кулачки разжали –сжали.
Вот и пальчики размяли
В. Дети, на столах для вас приготовили гуашь, кисти и водичку, но чего то не хватает. Как вы думаете Чего?
Д. Силуэта самой фигурки игрушки.
В. Правильно. Мастера, прежде чем расписать игрушку, сначала рисуют узор на силуэте игрушки. Подходите к столу и выбирайте силуэт любой игрушки, которая вам понравилась. Затем присаживайтесь за столы и приступайте к созданию своей игрушки.
В. Какие красивые получились расписные силуэты игрушек.
Дети подходят к столу, где лежат их работы, рассматривают их.
В. Какая вам больше всего понравилась работа и почему?
В. О какой русской народной игрушке мы сегодня говорили?
Д. О дымковской игрушке.
В. Все старались! У всех получилось! Работа в мастерской закончена.
Образцы орнамента.
Гуашь, кисти, тряпочка.
Силуэты дымковской игрушки.
Тихо звучит русская народная музыка.
3.
Заключи-
тельная
часть. В. Какие красивые получились расписные силуэты игрушек.
Дети подходят к столу, где лежат их работы, рассматривают их.
В. Какая вам больше всего понравилась работа и почему?
В. О какой русской народной игрушке мы сегодня говорили?
Д. О дымковской игрушке.
В. Все старались! У всех получилось! Работа в мастерской закончена.
Стол для выставки