Елена Подойницына
Влияние декоративно-прикладного искусства на творческое развитие дошкольников. Глиняная игрушка
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние декоративно-прикладного искусства на творческое развитие дошкольников. Глиняная игрушка
Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Влияние декоративно-прикладного искусства на творческое развитие дошкольников, Глиняная игрушка» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали исследователи детского изобразительного творчества. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
В основу разработки данной темы была положена идея, согласно которой использование в непосредственной образовательной деятельности более расширенного, чем определено Программой изучения народных промыслов как вида искусства, будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей дошкольников.
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:
общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;
создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;
направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей дошкольного возраста при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. Некоторые из них, которые мы считаем наиболее эффективными:
Метод вызывания адекватных эмоций:
Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?», «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?», «А у вас бывает подобное настроение?», «Когда у вас было такое настроение?», «Чем это вызвано?», «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.
Тактильно-чувственный метод:
Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть, мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов»:
Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.
Метод музыкального сопровождения:
происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Виды изобразительной деятельности могут объединяться при условии самостоятельного выбора разнообразных художественных материалов для изображения какой-либо темы. Например, дети передают красоту сказочного цветка в рисунке, лепке, аппликации. Всё это происходит на одном «занятии» и даёт возможность выявить у ребят уровень самостоятельных действий, способность найти наиболее выразительные средства для передачи образа.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.
Поэтому перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях по изодеятельности будут способствовать развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации.
1. Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям.
2. Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации.
3. Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа.
4. Использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.
5. Упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность.
6. Показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет.
7. Использование магнитной доски для обучения составлению композиции, расположению узора, поискам возможных вариантов.
8. Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании, аппликации.
9. Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по декоративной деятельности.
Ознакомление детей с народной игрушкой проводилось нами не только на занятиях по изобразительному искусству (1 раз в месяц, начиная со старшей группы, но и на занятиях по рисованию и лепке.
Обучая детей лепке игрушек, мы акцентировали внимание на художественные средства народной игрушки. Некоторые из них:
– эстетическое содержание (тема, образ, идея);
– объём;
– архитектоника (соответствие частей игрушки, т. е их пропорциональное соотношение);
– круговая композиция (её необходимо учитывать, чтобы игрушка выглядела объёмной);
– динамика (например, поза, положение головы, ног и т. д.);
– функциональное назначение (филимоновская – свистеть, каргопольская – для украшения интерьера, матрёшка – для игры);
Большое место на занятиях по лепке нами отводилось обследованию народной игрушки, которое было направленно на формирование её эстетического восприятия. Обследование включает в себя следующие этапы:
– взять игрушку в руки, потрогать, определить размер;
– выделить устойчивость фигуры;
– определить фактуру поверхности (гладкость, шероховатость);
– уточнить расположение частей тела (горизонтальное, вертикальное, которое необходимо учитывать при выборе способов лепки и расположении налепов;
– рассмотреть со всех сторон;
– установить пропорциональность туловища и головы;
– рассмотреть по частям;
– обследовать фигуры с закрытыми глазами.
Развитие творческого потенциала детей проходило при соблюдении нами ряда условий:
– знакомили детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;
– создавали атмосферу для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
– включали ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;
– создали предметно - развивающую среду на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающую возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;
– направляли процесс обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
– учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка.
Формы работы используемые нами по ознакомлению с народной игрушкой :
1. Непосредственная образовательная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
2. Праздники и развлечения, в том числе с использованием театра на фланелеграфе («Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка», «Курочка – ряба» и др.).
3. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Одень красавицу», «Составь узор для козлика», «Барыни и барышни», «Лошадки».
4. Самостоятельная художественно – творческая деятельность детей. В уголке изобразительной деятельности есть достаточное количество трафаретов с изображением разных видов народной игрушки, наборов элементов для составления орнамента, нетрадиционных изобразительных материалом для росписи (печатки, тычки, ляпушки и т. д.). В качестве основного материала можно использовать не только бумагу, но и ткань.
5. В работе с родителями практиковались следующие формы работы: совместные проведения праздников «Ярмарка», «Праздник свистуньи», размещались стихи о народной игрушке в уголке для родителей, организовали мастер- класс по изготовлению глиняных игрушек.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет нашим детям чувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Поэтому и знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством проходит через игру. Внутри игры зарождается интерес к продуктивным видам деятельности, к которым относится изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и конструктивная деятельности. Их основное назначение – образное отражение действительности. Общим для этих видов деятельности является их направленность на получение конкретного продукта: рисунка, аппликация, модель, конструкция вылепленного предмета.
Согласно Программы обучение начинается со второй младшей группы. Детей учим рисовать графические изображения дымковской и филимоновской игрушек (чёрточки, круги, тычки, волну и т. п.). В средней группе мы начинаем осваивать технику композиционного составления орнамента на квадрате, круге, полоске, что существенно способствует дальнейшему знакомству детей с искусством народных мастеров (гжель, хохлома). С возрастом совершенствуется умение детей использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в работе главного. При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности.
Старшие дошкольники обучены некоторым элементам предварительного продумывания содержания работы и средств её выполнения. В результате целенаправленной работы дети уже могут самостоятельно решить, что они будут рисовать, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый объект.
На занятиях рисованием, лепкой мы ставили перед собой определённые задачи: развивать детское творчество, вооружить детей изобразительными и техническими умениями, способствовать возникновению интереса к лепке народных игрушек. Творческие способности детей не будут развиваться, если ребёнок не овладеет одним из важных компонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детей базовых умений и навыков по технике лепки и рисования, аппликации и ручному труду. Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.
Систему обучения мы строим таким образом, чтобы к моменту выхода ребёнка в школу он умел использовать полученные навыки в полном объёме. К концу пребывания в детском саду мы увидели (по результатам итоговой диагностики): дети достигли высокого уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создают образ в рисунке, лепке, аппликации; могут оценить то, что получилось, отметить выразительность формы, линии, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.