Надежда Бакулина
Мастер-класс для родителей «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Бакулина Н. И., Малыгина Т. Ю.
Цель: создание декоративной композиции по мотивам дымковских узоров.
Задачи:
- обогащать знания родителей о народном творчестве;
- создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
Публикация «Мастер-класс для родителей „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- использовать дымковские изделия в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.
Оборудование: кисточки, подставочки для кисточек, гуашь, баночки с водой, салфетки, пробники, вылепленные игрушки.
Ход мероприятия.
Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.
Рисунок 1 – Дымковские игрушки
Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Подробнее остановимся на росписи.
Этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька. В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие. Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно. Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.
Рисунок 2 – Элементы росписи дымковской игрушки
Последовательность выполнения росписи игрушек
Заготовки для росписи дымковских игрушек
Воспитатель предлагает родителям расписать свои выбранные игрушки так, как это делают мастерицы, поясняя последовательность работы.
Роспись дымковского коня
- взять тонкую кисточку и черной краской очень аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, и очень аккуратно, кончиком кисти нарисовать глаза.
- хорошо промыть кисточку и придумать узор из кругов и точек.
- узор на лошадке идет сверху вниз, по ногам и туловищу.
- нарисовать все круги, это сделать лучше ватной палочкой, а затем поставить точки вокруг или вдоль.
Мама из семьи Сабуркиных начинает роспись дымковского коня с гривы по рисунку сына Матвея.
Семья Колгановых увлечены росписью своего дымковского коня. Вместе начали работу с копыт.
Роспись дымковской утки
Утки -"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор.
Вика со своей мамой расписывают уточку как мастерицы по росписи дымковской игрушки.
Мама Леры тщательно промывает кисточку чтобы нарисовать новый узор другой краской.
Катя и мама работаю очень дружно, одной кисточкой в две руки.
Влад с мамой поочередно наносят на свою утку разные элементы узора, выбирая яркие краски.
Вика подсказывает бабушке как правильно рисовать узоры.
В итоге у всех получились красивые работы на уровне настоящих мастеров этого искусства.
Все игрушки не простые,
А нарядно – расписные,
Белоснежны как березки –
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель предлагает устроить выставку своих игрушек для родных и друзей.
Литература:
1. Н. А. Ветлугина “Художественное творчество и ребенок” – М. : 1972.
2. Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. В. Быховец “Народное искусство в воспитании детей (под ред. Т. С. Комаровой – М. : 2005).
3. А. Д. Алехин “Когда начинается художник” – М. : 1993.
4. Е. А. Флерина “Эстетическое воспитание дошкольника” – М. : 1961.