Федотова Ольга
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки и буквы. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового коррекционного занятия (логопедического) для обучающихся 1дополнительного класса
(Вариант 7.2, ЗПР, 9лет)
Учитель – логопед: Федотова Ольга Владимировна, Г. о. Подольск.
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы. Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства.
Публикация «Конспект занятия „Гласные и согласные звуки и буквы, Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Оборудование:
-для детей: рабочая тетрадь «Занимательный русский язык» (Мищенкова Л. В.)стр. 23-24, аналитическая таблица №2 (технология «Логоладошки», цветные карандаши.
-для учителя – логопеда: магнитная азбука. Предметные картинки (зонт, заяц, месяц, радуга). Презентация-игра «Какие звуки и буквы важнее». Игра «Волшебный мешочек»: набор букв разной фактуры (А, М, Н, Л, П и др.). Комплект пособий «Логоладошки»: магнитные символы гласных и согласных (твёрдые, мягкие, панно с изображением символов букв (звуков): согласный твёрдый – гласный первого ряда (синяя и красная ладошки, согласный мягкий – гласный второго ряда (зелёная и красная с восклицательным знаком ладошки).
Цель: уточнить представления обучающихся об отличиях гласных звуков и букв от согласных; дифференциация в словах.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова.
2. Развитие процессов звукового анализа и синтеза.
3. Развитие моторной сферы, зрительного восприятия.
4. Общее речевое развитие.
5. Совершенствование ВПФ.
Планируемые результаты (предпосылки УУД): обучающиеся научатся находить в словах гласные и согласные буквы.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
1. Приветствие.
2. Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений: «Заяц – пенёк», маршировка с синхронным поворотом ладоней, кукольный и перекрёстный шаг.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
1. «Мыслительная гимнастика»: прочитать группы букв, размещённые на доске (в 1-ой группе только согласные; во 2-ой – и гласные, и согласные).
- Чем отличаются эти группы?
Предложить составить слова.
- Почему не получилось составить слово из 1-ой группы букв?
- Какой вывод сделаем? Гласные - главные.
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем рассуждать? (о гласных и согласных буквах и звуках)
Презентация-игра «Какие звуки и буквы важнее».
III. Открытие детьми нового знания.
1. Задание 1. Отгадай загадки. Рисунки тебе помогут.
1) Сложишь - клин,
Развернёшь - блин.
2) У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
3) То он - блин, то он - клин,
Ночью на небе один.
4) Через поля, через луга
Встаёт нарядная дуга.
Запиши слова-отгадки: зонт, заяц, месяц, радуга.
2. Задание 2. В этих словах под каждой гласной буквой раскрась красный кружок. Какие буквы мы не раскрасили? (Согласные)
- Почему гласные так называют? (голос).
- Что можем сказать про согласные, в сравнении с гласными? (преграда).
Вывод:
Гласные звуки при произношении не встречают преград, произносятся только голосом.
Согласные звуки при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык. Произносятся с шумом и голосом или только с шумом.
IV. Физминутка под музыку. При остановке музыки повтори движение, которое видишь на карточке.
V. Самостоятельное применение нового знания на практике.
1. Работа по дифференциации оптически и кинетически схожих букв. Игра «Волшебный мешочек» с предварительным разбором букв. Буквы: И, Н, А, Л, Д, О, У.
- Какая буква: гласная или согласная? Объясните свой выбор названия.
2. Рубрика «Занимательный привал» (с. 24).
а) раскрась красным карандашом гласные буквы, синим – согласные;
б) задание 4-й лишний.
3. Работа в рамках технологии Логоладошки: аналитическая таблица №2. (Приложение 1).
VI. Рефлексия (итог).
1. Что узнали на занятии? Было интересно? Что понравилось больше всего? Что было труднее всего?
2. Прощание.