Наталья Холодова
Дыхательная гимнастика для малышей. Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика для малышей : дыхательная гимнастика для часто болеющих детей. Поиграем с пользой для здоровья!
С детьми постарше проще – они уже могут делать дыхательную гимнастику Стрельниковой, Толкачёва и других авторов, а как быть с малышами? В педагогике и методике физического воспитания самых маленьких детей известны разные методики помощи таким малышам и проведения гимнастики с ними. Я приведу пример гимнастики для часто и длительно болеющих детей ясельного и младшего дошкольного возраста
Публикация «Дыхательная гимнастика для малышей, Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей» размещена в разделах
Эта дыхательная гимнастика будет полезна не только для профилактики ОРЗ, но и для формирования правильного речевого выдоха ребенка и развития речевого дыхания.
Важно в такой гимнастике развитие воздушной струи - направленной и сильной, очень важная часть работы над звуками. Если речевой выдох не правильный - все звуки будут звучать смазанно и нечетко. И наоборот, освоение правильного выдоха способно улучшить качество всех.
Три основных направления воздушной струи:
1)воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в', ф, ф', заднеязычных (к, к', г, г', х, х', переднеязычных (т, т', д, д', свистящих (с, с', з, з', ц).
2)воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения ш, ж, щ, ч и звуков р, р'.
3)воздушная струя направлена по боковым краям языка. Это характерно для произнесения л, л'.
А чтобы дыхательная гимнастика приносила удовольствие ребёнку, предлагаю Вам с ним поиграть в игры!
Помните! Не переусердствуйте! А то у малыша может закружиться голова!
Упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, разминку после дневного сна, прогулку. Повторить гимнастику нужно не менее 2 раз в день.
Чтобы ребенку было интереснее, придумывайте истории, в которые включены упражнения.
— Наступило утро. Проснулись часики и сказали «тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, пора вставать!»
Игра «Часы». Попросите ребенка встать, слегка расставив ноги («игрушечная машина между ног проедет», опустить руки. Ребенок размахивает прямыми руками вперед – назад и произносит «тик-так, тик-так». Повторяется упражнение 6-7 раз.
— Вышел на улицу пастушок, погнал коров да овечек на лужок. Сел на пенек и заиграл на дудочке.
Игра «Дудочка». Малыш садится на стульчик, сжимает кисти рук (будто держит в руках дудочку, подносит воображаемую дудочку к губам. Делает медленный выдох со звуком «пффффффффффф». Повторяем 4 раза.
— Услышал дудочку петушок, взлетел на забор, крыльями замахал, да как закричит во всё горло: «Кукарекуууу!»
Игра «Петушок». Малыш встает прямо, ноги слегка расставляет, руки опускает. И начинает махать крыльями как петушок. Сначала поднимаем руки в стороны (вдох, затем опускаем их и хлопаем ими по бёдрам со словами «Кукарекууу!» (выдох). Повторяем 4 раза.
— Услышала бабушка петушка, проснулась, пошла кашу варить. Каша кипит.
Игра «Каша кипит». Садимся на стулья. Одну руку кладем на живот, другую – на грудь. Втягиваем живот и набираем воздух в грудь (вдох, опускаем грудь (выдыхаем) и выпячиваем живот (выдох). На выдохе говорим долго звук ффффф. Повторяем 4 раза. Сначала сами разучите это упражнение, и только потом делайте его с малышом.
— Встали ребятки, поели каши, поблагодарили бабушку и пошли в парк кататься на паровозике.
Игра «Паровозик». Ходим по комнате, делая попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух-чух». Повторяем 20 секунд.
— Покатались ребята на веселом паровозике и стали играть с мячиком. Берем мячик диаметром до 10 см и делаем упражнение.
Игра «Веселый мячик». Встаньте прямо, ноги расставлены. Поднимаем руки с мячом к груди. Вдох. Бросаем мяч от груди вперед со звуком «ууууух» (выдох). Догоняем мяч и снова повторяем. Упражнение повторяется 4-5 раз.
— Наигрались дети в парке и пошли домой. А на улице у бабушкиного дома – гуси! Гогочут, крыльями машут!
Игра «Гуси». Медленно ходим по комнате. Вдох – поднимаем руки в стороны, выдох – опускаем руки вниз и тянем слог «гуууууууу, гуууууууу». Повторяем минуту.
Убежали гуси, а детки к бабушки пошли – сказку слушать, суп кушать, бабушке помогать, да друг с другом играть!
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ :ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСА ИГР С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Упражнение «Большие и маленькие». Упражнение выполняем стоя. На вдохе малыш встает на цыпочки и тянется вверх, показывая «какой он большой». Задерживается на несколько секунд в этой позе. На выдохе приседаем, обхватив руками колени и одновременно произнося «ууууууух». Прячем голову в колени – показываем «какой я был маленький».
Упражнение «Сердитый ежик». Встаем, ноги расставляем. Изображаем ежиков. Ежик заметил лису и сворачивается в клубок. Наклоняемся как можно ниже (пятки не отрываем, обхвативаем руками грудь, голову опускаем. Выдох – на выдохе тянем звук «ФФФФФ» — звук сердитого ежика. Затем встаем в исходное положение, расправляем плечи. Лиса ушла, опасность миновала. Повторяем 5 раз.
Упражнение «Закаливающее носовое дыхание».
Этот цикл упражнений улучшает кровоснабжение верхних отделов дыхательных путей, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, к холоду. Упражнения проводим в дополнение к дыхательной гимнастике.
— «Дышим носиком». Делаем 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
— «Грибок». Открываем рот, прижимаем к нёбу кончик языка.
— «Сердитый индюк». Делаем спокойный вдох, на выдохе произносим слоги «ба-бо-бу» и одновременно постукиваем пальчиками по крыльям носа.
— «Лев рычит». Сжимаем пальцы рук в кулаки. Вдох. Во время вдоха очень широко открываем рот и высовываем язык как можно дальше, пытаясь им достать до подбородка. Делаем выдох, с выдохом разжимаем пальцы рук.
Желаю Вам, чтобы гимнастика для малышей принесла здоровье и радость!