Анна Гапурджанова
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Героями не рождаются»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой час «Героями не рождаются"
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.
Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.
Ход занятия
Воспитатель :
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Героями не рождаются“» размещена в разделах
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова. Родина моя)
Воспитатель : Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)
А что для вас означает Родина?
Как вы считаете, в вас есть чувство Родины?
Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Воспитатель : Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Воспитатель : Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Воспитатель :
- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это.
Воспитатель : А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова? Почему?
Еще в давние времена в устном народном творчестве отразились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…
(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «… Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи, могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»
Воспитатель : Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.
Как вы понимаете слово «подвиг»?
(ребята рассуждают)
Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Воспитатель : Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?
Рассуждения о войне
Земля планета непростая. На земле люди много воевали.
Войны выгодны королям – они получают новые земли.
Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена.
Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.
Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.
Но ведь люди так не считали.
Началась война, опалившая огнем многие земли.
. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.
. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».
. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.
. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г. г. российские воины были участниками Афганских событий.
. В 1992 году – началась Чеченская война.
Люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.
Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.
Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?
(Обсуждение).
Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).
«Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В. А. Сухомлинский)
Воспитатель :
- Что общего в этих высказываниях?
- Чем они отличаются?
- Какая главная мысль в этих высказываниях?
Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.
Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…
Закончить наше занятие мне хочется стихотворением, который написал 10-летний мальчик. Я нашла его в интернете. Его автор - второклассник Лева Протасов из Екатеринбурга - внезапно стал символом патриотизма, взращенного с младых ногтей.
Мал еще, но рассудить я в силе,
И никто меня не упрекнет -
Нет страны прекраснее России!
Этот вывод знаю наперед!
Вырасту - поезжу я по миру.
И уверен, к берегам родным,
Будет тяга непреодолимой,
Хоть откуда - но вернусь я к ним!
Потому, что русский я по духу!
Потому, что Русь - моя земля!
Потому, что мать моя - славянка
И меня в России родила!
Потому, что здесь мой дом и школа!
Дед, отец и все мои друзья,
Русская, любимая природа,
Речь родная, здесь моя семья!
Потому, что прадед мой по крови
За Россию нашу - в землю лег!
Подвиг наших воинов-героев
Знаю - помнит не один народ!
От чумы коричневой всю Землю
Русские солдаты сберегли.
Не подвластен подвиг их забвенью.
Поклонюсь им в пояс до земли!
"Псы" сейчас на мать-Россию лают.
Вместе с ней я эту боль приму.
Вырасту, окрепну, возмужаю,
И тебе, родная, помогу!
Ты сейчас немного приболела,
Ничего, Россиюшка, крепись!
Как и прежде на меня надейся,
Не сдавайся, матушка, - держись!
Встанешь ты - великой и могучей,
Расцветешь, как яблонька весной!
Для меня ты будешь самой лучшей!
Самой ненаглядной и Родной!